Чем вы обычно занимаетесь каждый первомай? Вспахиваете грядку для картошки у себя на даче? Жарите шашлыки на берегу озера, наслаждаясь пением весенних птичек и потягивая пивко с друзьями? Сидите, как сыч, в своей комнате, уткнувшись в компьютер? Свой вариант можете предложить в комментариях, но я уверен, что совершенно точно на первомай вы в паре тысяч километров от дома не утопаете на ветру в метровом сугробе рядом с железной дорогой, чтобы сфотографировать древний локомотив.
А я с удовольствием готов ввязаться в такие приключения ради эксклюзивного контента для дорогих читателей! Видите ли, сейчас, в 2023 году, тепловозы ТЭ3 на каждой станции не валяются, поэтому, чтобы увидеть их, нужно отправляться на Ямал, что я и сделал в 2016 году.
Эта поездка началась в Сургуте 30 апреля 2016 года, где нам попались целых четыре тепловоза ТЭП70, и все были разными - как по окраске так и по конструкции, прочитайте, если ещё не успели:
На следующий день, 1 мая, я и мои друзья (нас было пятеро) проснулись в плацкартном вагоне где-то посреди тундры: за окном были только бесконечные снежные поля с торчащими там и сям карликовыми деревьями. Почвы в этих краях нестбильные - то замёрзшие и твёрдые, то жиденькие и переменчивые, рельсы постоянно гуляют вверх-вниз, отчего железная дорога постепенно стала кривой, если смотреть в профиль, а потому наш поезд, несмотря на всю мощь тепловоза ТЭП70У, ехал неспеша - 60 километров в час, в лучшем случае.
Самое интересное на ветке Тюмень - Новый Уренгой начинается в Коротчаево: здесь от грузовых поездов отцепляют локомотив российских железных дорог и прицепляют локомотив Ямальской железнодорожной компании, которая и обслуживает всю скромную железнодорожную сеть в окрестностях Нового Уренгоя. При этом рельсы вплоть до самого Уренгоя принадлежат РЖД, РЖД же возит на этом участке и пассажирские поезда.
Ну и что с того? Стоит ли тратить майские праздники на поездку к Полярному кругу, чтобы посмотреть на какие-то там частные локомотивы? Я отвечу вам: разумеется, стоит! Где, как не здесь, вы увидите легендарные тепловозы ТЭ3 не в состоянии бездыханных памятников около вокзала (хотя и в таком состоянии тоже), а живьём - так сказать, при исполнении?
Наш сегодняшний герой, ТЭ3 - советский двухсекционный тепловоз для вождения грузовых поездов. Вы наверняка не знали, но он - один из самых массовых советских тепловозов, ведь построено их 6808 штук, а если считать по секциям - то целых 13 617! Годы выпуска - 1953 - 1973, а строили их три завода: Коломенский, Харьковский, но в основном - Луганский. ТЭ3 встречались по всей территории СССР, а массовое окончание их эксплуатации пришлось на 1990-е годы, так что ушли они вместе с электровозами ВЛ8.
У нас была заблаговременная договорённость о съёмках с Ямальской железнодорожной компанией, так что, приехав в Новый Уренгой, мы сразу созвонились с ними и вскоре они прислали за нами автомобиль с двумя сопровождающими. Вы не представляете, насколько мы были им благодарны! Ведь гораздо проще гоняться за тепловозом на автомобиле, зная, где и когда он поедет, чем сидеть рядом с путями в заснеженной тундре целый день, ожидая непонятно чего и собирая удивлённые и подозрительные взгляды водителей проезжающих мимо автомобилей.
Первое фото было сделано с железенодорожного переезда неподалёку от станции Нартовая. Серо-голубой ТЭ3-5514 тянул в сторону Нового Уренгоя здоровенный грузовой поезд, а также тепловоз ТЭМ2. Но зачем нужны эти два вагона с окошками после каждого локомотива? А это - вагоны-бытовки, в которых живут сменные локомотивные бригады, своего рода - дом отдыха на колёсах.
Поезд тянулся очень медленно, чем мы и воспользовались, чтобы ещё раз его сфотографировать. Прыг в автомобиль - и мужики везут нас в сторону Уренгоя, да так, что уже через 10 минут мы были далеко впереди. На месте, впрочем, ждать его долго не пришлось, и ещё одна фотография полетела в коллекцию. Как же красиво ЯЖДК покрасила этот тепловоз, да и вообще все свои тепловозы! Верх и низ - голубые, посередине - серая полоска в жёлтой каёмке, которая на носу переходит в изящный треугольник, внутри которого - жёлтый ромб со звездой. А как он тарахтит и бубнит! От этого звука замирает сердце, и остаётся лишь кусать локти, что в той поездке я не записывал видео.
Сделав фотографию, мы снова прыгнули в автомобиль и отправились на станцию Фарафонтьевская, расположенную неподалёку - именно туда поезд и направлялся, как нам сообщили по радиосвязи. Но зачем фотографировать тот же самый поезд на территории станции, если он уже прекрасно сфотографирован на перегоне? - подумал я, и вместо того, чтобы идти к локомотиву, сфотографировал красненький ТЭМ15, который тянул куда-то пару цистерн.
Пора возвращатсья в автомобиль, ведь скоро "Трёха" возьмёт состав на соседнем пути и поедет обратно, в сторону Коротчаево. Сфотографировать ещё раз то, что уже сфотографировано? Ну конечно! Правда, в этот раз мы не стали уезжать слишком далеко, и расположились в сугробе около мостика неподалёку от станции Фарафонтьевская.
Нам не было до конца понятно, когда именно поедет "Трёха", так что какое-то время всё же пришлось помёрзнуть. Бррр... Это точно 1 мая? Снег, ветер, минус пять! Наверное, дача в Подмосковье с зелёными деревьями и шашлыком сейчас очень по мне скучает! Зато мы не скучаем, ожидая поезда, ведь по автомобильной дороге, которая всюду следует рядом с железной, едут диковинные автомобили. Знакомьтесь - вездеход ТРЭКОЛ-39294! Российская машина для поездок по тундре, которая благодаря шинам низкого давления не уничтожает местную почву, как это делали гусеничные вездеходы, да вдобавок ещё и плавать умеет, при необходимости.
Грузовики в этих краях тоже не робкого десятка - все на огромных вездеходных колёсах - как тягачи, так и их прицепы. Кроме КАМАЗов и УРАЛов я ничего не повстречал, но наверняка, если там покопаться, можно найти и "Шишигу" и пару стареньких ЗИЛов.
А это что за горбатое чудо-юдо? ЛИАЗ-52563R - очень редкий даже для тех лет междугородний автобус, который выпускался сначала в Ликино-Дулёво, а потом на автобусном заводе в подмосковном Голицыно с 2000 по 2004 год. Но зачем ему этот горб? Дело в том, что морда у него - от городского автобуса ЛИАЗ-5256 - низкая, а кузов - высокий, так как под сидениями расположены багажные отсеки. Потому и горб - чтобы соединить "городскую" кабину и "междугородний кузов". На сегодняшний день (март 2023) транспортному сообществу известно менее чем о 20-ти сохравнившихся автобусах такой конструкции, а экземпляр, представленный на фото, уже три года как списан. Редкость, однако!
Вернёмся к поездам. В половину одиннадцатого проехал, а точнее, прополз, как улитка, по волнистым путям, пассажирский поезд из Нового Уренгоя, порадовав нас тепловозом ТЭП70У в заводской красно-белой окраске. Ну зачем было все эти машины перекрашивать по бренд-буку, если можно было просто заменить в окраске белый цвет на серый? Все были бы довольны, но нет. Чем забивать голову эстетикой, РЖД лучше натянет на каждый локомотив неуместную ливрею, как сову на глобус.
Ещё полчаса в сугробе на ветру (хорошо, что в мае ещё спят легендарные комары Нового Уренгоя), и красавец ТЭ3 лениво вытягивается из-за холма вместе с отрядом одинаковых бочек и каких-то других вагонов. Но что это? Почему на его кабине вместо треугольника появилась "птичка"? Ответ прост, если посмотреть на табличку: ТЭ3-3003. Машина собрана из секций двух разных локомотивов, а потому они немного отличаются окраской. Но так даже лучше - можно абсолютно справедливо и честно заявить, что мы сфотографировали два разных тепловоза, и мне, кстати, вариант с "птичкой" нравится больше. А вам?
Делать на железной дороге было больше нечего, да и наши сопровождающие с нетерпением ждали начала своего выходного, так что мы попросили их отвезти нас на вокзал Нового Уренгоя. Денег они с нас брать не стали, зато Денис подарил им на память альбом со своими фотографиями, которые у него, между прочим, очень красивые.
Но ведь нельзя же в каждом городе смотреть на одни только поезда! Правда, и Новый Уренгой - не то что бы очень туристическое место: панельные человейники с дворами-парковками, да торговые центры, построенные по образу того, что разрешал строить в Москве Лужков, будучи мэром. Поэтому единственная достопримечательность, которую нам показали - разведочная скважина № 2, положившая начало Уренгойскому нефтегазоконденсатному месторождению в 1966 году.
... а также памятник газовикам.
На привокзальной площади мы распрощались с нашими экскурсоводами и отправились осматривать тепловоз-памятник, коим оказался ТЭ3-3003 - вторая половинка от машины, которую мы только что видели в тундре на перегоне. В 2007 году эта секция сгорела, и замечательно, что её превратили в памятник, а не в груду металла для растопки доменной печи. На второй секции памятника также нанесён номер 3003, но он ненастоящий, и вообще в депо Коротчаево у многих тепловозов перебиты номера. Более того - один из них на самом деле пассажирская машина ТЭ7, с установленными на неё грузовыми тележками! Вот такая конспирация.
Мы планировали провести в Новом Уренгое два дня: вдруг в первый день не удастся поймать Трёху? Но теперь нет никакого смысла здесь оставаться, и лучше поехать поближе к Сургуту, чтобы сфотографировать что-нибудь ещё. Так решили я, Гоша и Денис, а двое наших друзей решили остаться и попробовать поймать ТЭ3 ещё раз. Впрочем, у них ничего не получилось, так как грузовые поезда доезжают до Нового Уренгоя не каждый день, да и автомобиля у них уже не было.
А то, что получилось у нас, я покажу в следующей статье, так что подписывайтесь, пожалуйста, на канал, чтобы её не пропустить.
Ямальская железнодорожная компания получает от меня 10 Лугансктепловозов из 10. Редкие старые тепловозы? Есть! Труднодоступные, а потому эксклюзивные локации? Есть! А за доброе отношение, за экскурсию и, конечно же, за помощь в съёмках - компании от нас огромное спасибо!
С вами был Блог ЖД Фотографа. Свои воспоминания о тепловозах ТЭ3 вы можете оставить в комментариях, а если бывали на Ямале - то и о нём тоже. И пожалуйста, поставьте лайк, чтобы Дзен показал статью новым читателям.
До скорого!
Продолжение: