В отличие от троллейбуса или трамвая, автобус в Рязани появился не с первой попытки, поэтому сказать точно, что "в такой-то день в Рязани появился автобусный транспорт" нельзя. Возможно, вы замечали, что день запуска автобуса никогда не отмечался, в отличие от дня запуска троллейбуса. Максимум - во времена существования "Автоколонны 1310" отмечали день её создания (29 сентября 1945). Но автобусы были и до этого!
Первая попытка: 1918 год
В 1910-е годы в Рязани встал вопрос организации общественного транспорта. Город уже был немаленьким, и извозчиков не хватало. Кроме того, в городе существовал "транспортный коридор" с большим количеством передвигающихся по нему - от вокзала Рязань-1 до вокзала Рязань-Пристань, буквально через весь город. Вначале рассматривался трамвай (в 1913-1914 гг.), но большого внимания его организации городские власти не уделяли. Трамвай предлагали строить и после Октябрьской революции, в 1918 году, но его запуск (строительство путей, депо и электроснабжения) требовал времени. В результате выбор пал на автобус.
15 апреля 1918 года был заключен договор между исполнительным комитетом рабочих депутатов Рязани и «Российской транспортной артелью» о праве артели осуществлять перевозки пассажиров и их багажа по городу. Из этого договора известно следующее:
- перевозки предполагались в первую очередь между железнодорожными вокзалами, но разрешались и перевозки по городу между другими пунктами
- Стоимость проезда должна была обговариваться каждый месяц и быть в три раза дешевле, чем перевозки извозчиками – прообразом современных такси.
- Договор был заключен сроком на один год
Спустя пять дней, 20 апреля, у Москвы запросили автобусы и топливо для них. На этом вся имеющаяся информация об этой автобусной системе заканчивается. Начиналась Гражданская война, и вполне допускается, что автобусы в Рязани из-за этого проработали совсем недолго или вовсе так и не начали работу.
1920-е: это маршрутка или грузовик?
Гражданская война нанесла очень большой урон стране, и та восстанавливалась на протяжении нескольких лет. Не удивительно, что об организации автобусного движения в Рязани снова заговорили лишь через несколько лет после окончания войны.
В 1925 году рязанский горисполком обзавёлся несколькими "автобусами". Слово "автобус" в кавычки взято потому, что в современном мире это тяжело назвать полноценным автобусом: выглядел он как грузовик с лавками в кузове. Однако не исключено, что такие автобусы-грузовики были даже иномарками: не зря в 1928 году горисполком просил выделить ему ещё несколько автобусов "желательно заграничного производства".
Первый год автобусы предназначались в первую очередь для доставки депутатов горсовета и губернского совета с вокзалов и отдалённых районов города к совету.
Весной 1926 года автобусы начали работать по городу на маршрутах. В июне 1926 года существовали следующие маршруты:
- Вокзал Рязань-1 - ст. Рязань-Пристань (основной маршрут)
- Вокзал Рязань-1 - Рюмина Роща (ЦПКиО) (в выходные дни)
- Городской сад - Пристань (летом, после 16:00)
- Гараж - Пристань (летом, после 16:00)
Неизвестно, где конкретно располагался гараж для автобусов. Судя по перечню остановок, который был дан в июне 1926 года, гараж располагался в районе современной площади Ленина, но также не исключён вариант, что он ещё тогда расположился там, где он был в послевоенной Рязани - на ул. Свердлова, 12 (совр. Николодворянская).
По всем маршрутам автобусы работали в "режиме маршрутки" - отправлялись с начальной остановки по мере заполнения и имели лишь остановки по требованию.
Два года спустя, в 1928 году, в Москву отправили информацию о работе городских маршрутов автобуса. Тогда автобус(ы) ходили:
- от гаража до вокзала Рязань-1
- от гаража до пристани
- от угла улиц Ленина и Свободы до путепровода Рязано-Уральской ЖД (путепровод около вокзала Рязань-2)
К отчёту прилагалось и расписание, которое в теории мог выполнять и один автобус. То есть принцип работы "когда заполнимся - тогда и поедем" сошёл на нет. Кроме того, был прописан и список остановок.
После 1928 года упоминаний о работе в Рязани городского автобуса не нашлось. В том же году сообщалось, что «автотранспорт может быть использован лишь в пределах города Рязани и только в летний период и в сухую погоду». Так что далеко не факт, что и в 1926-1928 гг. автобусы ездили круглый год.
Третья попытка: 1935 год
Советская промышленность в 30-е году уже могла производить автобусы, которые внешне были ближе к современным автобусам, нежели к грузовикам.
И в 1935 году Рязань получает один из таких - ГАЗ-03-30, как премию от Московского облисполкома (Рязань тогда входила в состав Московской области).
30-местным автобусом премируется рязанский горсовет Московским областным отделом коммунального хозяйства. Горсовет заработал премию деловой работой по подготовке рабочих жилищ к зиме и проведением ряда мер по благоустройству города
"Ленинский путь", 1 января 1935. Примечание: впоследствии было дано фото ГАЗ-03-30 выше, вмещавшего лишь 17 пассажиров.
В начале февраля того же года он стал работать на маршруте от аптеки №2 (сейчас это остановка "Памятник Павлову") до клуба железнодорожников (на его месте сейчас стоит МКЦ).
Летом того же 1935 года город получает второй автобус, на сей раз модели ЗИС-8. На какой-то период был введён второй маршрут до пристани, а первый продлили до Ямской (Театральной) площади.
На протяжении 1936 года в отчётах сообщалось, что по Рязани ездят два автобуса по одному маршруту протяжённостью около 10 км. Какой это мог быть маршрут конкретно - узнать пока не удалось.
Состояние дорог с 20-х годов в Рязани улучшилось, но всё равно они не славились высоким качеством даже на основных направлениях. Как следствие - автобусы нередко ломались, и бывали даже дни, когда оба автобуса не выезжали на линию, и движения фактически не было.
В самом конце 1936 года появляется и третий автобус. Система начала потихоньку развиваться, и к концу десятилетия по Рязани ездило уже 17 автобусов, которые ездили как в пределах города (до электролампового завода, Ленпосёлка и старого базара (пл. 26 Бакинских комиссаров)), так и на междугородних маршрутах (в Захарово, Михайлов). Автобус как вид транспорта наконец-то закрепился в Рязани, население которой уже составляло более 70 тысяч человек.
Но в 1941 году с началом Великой Отечественной войны все автобусы отправили на фронт, и автобусное движение было прекращено.
Четвёртая попытка: теперь надолго
Так как Рязань было уже крупным областным центром, то общественный транспорт в ней был возрождён достаточно оперативно: уже в августе 1945 года автобусы, только прибывшие с войны, вновь поехали от Ямской площади до вокзалов. Спустя месяц маршрутов было уже два, а для обслуживания городского автотранспорта была создана автоколонна №73. Именно её создание и отмечалось до 2018 года как дата появления в Рязани автобусов (почему-то у нас принято отмечать не дату появления того или иного вида транспорта, а дату образования обслуживающего предприятия; обратите на это внимание в ноябре, когда увидите надписи типа "МУП УРТ семьдесят-сколько-то-там лет").
"Автоколонну №73" три раза переименовывали, до тех пор, пока в 1976 году ей не дали последнее название - "Автоколонна 1310".
Автобусный транспорт в Рязани второй половины 40-х был настолько популярен, что в 1949 году в городе решили организовать и троллейбусное движение. К тому времени в городе имелось 7 автобусных маршрутов, выпуск на которые составлял 10 машин. Это не хватало динамично развивающемуся городу, и с 1949 года, помимо развития троллейбусного движения, начались масштабные закупки автобусов. С тех пор и поныне автобус стал неотъемлемой частью рязанской жизни.
Использованы материалы ГАРО, Рязанской областной библиотеки им. Горького, газет "Рабочий клич", "Ленинский путь", "Приокская правда", книги В.В. Розалиева "История трамвая и троллейбуса Рязани".