Найти тему
Чердак Умной Эльзы

Сергей Образцов: "Очень важно в детстве получать по носу!"

Люблю я мемуары. Самые разные. И актеров, и художников, и писателей - главное, чтобы интересно, живо, чтобы жизнь была - как она есть. Книгу Сергея Образцова "По ступенькам памяти" вот взялась перечитывать. Яркая жизнь, и что ценно - автор старается написать о прошлом так, как думал и чувствовал тогда. Это большое искушение - переписать в мемуарах жизнь наново. Войти в историю мудрым, прозорливым и принимающим верные решения.Мне кажется, автору удалось передать то, что он чувствовал в 20-е, довоенные 30-е, в годы войны и годы послевоенные. Но я всё же сегодня я о другом.

Пара случаев из детства Серёжи Образцова заставили меня задуматься.

Случай первый.

Мама и папа взяли Серёжу в Большой театр.

Толстая дама с голыми плечами стала глядеть на человека с палочкой, сильно открывать рот колечком и очень громко петь. Голос у неё дрожал. Очень сильно дрожал. Особенно в конце, когда она прямо-таки закричала. И тогда все стали бить в ладоши.
Мама спросила: "Тебе нравится?" Я сказал: "Очень нравится!". А внизу какой-то мужчина закричал "браво", и ещё женщина закричала тоже "браво". Значит, вот как надо петь, а не так, как мы с мамой и папой поём после ужина.

Что ж, на следующий день Серёжа забрался в кусты бабы Капы и начал учиться петь как тётенька. Ну и когда решил, что уже немного получается, пошел петь под дверь. Чтобы услышали и удивились.

Баба Капа открыла дверь и сказала: "Что это с тобой, Серёжа? Почему ты так противно поёшь?"

Серёжа заплакал и побежал прятаться.

А в другой день Серёжа решил прополоть свою грядку, где сам огурцы посадил. Да только перепутал и все огуречные плети повыдёргивал. Конечно, пришла баба Капа и разъяснила, что огурцы-то Серёжа выдернул, а сорняки оставил.

Я заревел, а она говорит: "Не плачь. Вырастешь, научишься огурцы полоть. Ты ж ещё маленький".
А я говорю: "Не хочу вырастать. Хочу всегда быть маленьким. Тётя Надя сказала, что у меня счастливое детство". А баба Капа говорит: "Глупость сказала тётя Надя, а ты повторяешь. Хорошо быть взрослым, а не маленьким. Взрослый что хочет, то и делает, а маленький только то, что мама позволила либо папа".
........
Вот сейчас я вспоминаю бабу Капу и думаю, как она мне правильно по носу дала и за хвастовство оперным пением, и за глупое кокетство: "Хочу быть маленьким". Очень важно в детстве получать по носу.
Сергей Образцов и Тяпа https://cdnn21.img.ria.ru/images/145818/89/1458188900_0:138:3065:1862_1920x0_80_0_0_869b6407172d4cd3e21a439fc16fd647.jpg
Сергей Образцов и Тяпа https://cdnn21.img.ria.ru/images/145818/89/1458188900_0:138:3065:1862_1920x0_80_0_0_869b6407172d4cd3e21a439fc16fd647.jpg

А вторая история - про рисование. Сереже уже лет десять было. Мама его на выставку картин Серова сводила. И не худущая Ида Рубинштейн его поразила, не девочка с персиками, а маленькие набросочки к басням Крылова. Даже не раскрашенные. И под каждым наброском надпись "Приобретено Третьяковской галереей". Ну, и начал Серёжа делать быстрые наброски и везде шикарно подписываться "С. Образцов".

На счастье (это так сам Образцов пишет - "на счастье") к Бабе Капе приехал в гости какой-то молодой художник. Посмотрел Серёжины рисунки и предложил мальчику: "А ну, нарисуй меня". Минут пять Серёжа рисовал, чуть заштриховал штаны и расписался - С. Образцов.

А художник взял спичку и стал её прикладывать к рисунку. И показал, что с пропорциями ну совсем печально. Конечно, мальчик расстроился. Обидно было. Очень. И всё же он понял, что рисовал очень плохо. Что было это зазнайством.

Очень я благодарен этому неизвестному мне художнику. Дал он мне по носу. Вовремя. Спасибо.

И я это всё читаю и думаю, как же это противоречит той этике, в которой мы сейчас живём. Хороший тон - хвалить всё без разбора. Это называется "поддерживать". Назвать плохое стихотворение плохим нельзя - "Что вы осуждаете, вы сами-то что написали?" Но пусть то, что делают взрослые, сейчас останется в стороне. Надо ли говорить детям о том, что у них не получается или это приведёт к густой поросли комплексов?

И я иногда думаю, уберегая детей от объективной оценки (высказанной, конечно, корректно) - не развращаем ли мы их иллюзией успеха там, где успеха и мастерства нет? Знаете, бывает видеоролик - девочка танцует. Да, несовершенно, но так искренне, видно, что ребенок репетировал, носочки тянул, и живое это всё. Рука не поднимется плохое написать. Потому что - настоящее.

А порой девочка-кривляка изображает томную тётеньку, губки дует, тем, что на месте бёдер шевелит - и мамины подружки в комментариях щебечут - "Ах, Кристиночка! Девочка-зажигалочка! Звездочка! Талант!" И кто рискнёт сказать, что то, что делает девочка - пошлость несусветная? Что мама со своим роликом девочке внушает напрасные иллюзии? В лучшем случае пойдет девочка в танцевальную школу и поймет, что танец - это труд и дисциплина тела, и дисциплина духа, и артистизм нужен неподдельный, и работа в коллективе важна и нужна. А если мама будет взращивать амбиции на пустом месте?

Образцов сам всю жизнь был трудоголик тот ещё. И сам себя порой ругал нещадно, и искренне радоваться и гордиться своим успехам и успехам театра умел. И окружающих он не щадил не смотря на возраст. Плохо - значит, плохо. Но если хорошо - то хорошо.

Недавно ко мне пришла в театр группа ребят из кружка художников столицы одной республики. осматривали музей. делали наброски. Преподаватель сказал: "Покажите, ребята, Сергею Владимировичу".
Показали. Одно сплошное зазнайство. Плохо. Никуда не годно нарисовано, зато шикарно. И везде подписи. Бить нужно учителя, а ребят выстыдить, чтоб расстроились, чтобы на всю жизнь шикарить разучились.

Жестко? Да. Пожалуй, даже жестоко. Но честно.

А вы согласны с Сергеем Владимировичем? Или всё же важнее не огорчить, не обидеть, не "обломать крылья"?