Хорошая детская книжка всегда хороша и для взрослого. Более того, взрослый найдет в ней такие пласты, какие не увидит ребенок. В общем, я люблю перечитывать детские книги. Особенно - фантастику.
В "Пурге", собственно, два сюжета - про детей и про взрослых. Само собой, в детстве над взрослым я как-то особо не задумывалась - история детей была просто захватывающей! Ведь самое интересное было читать про приключения в каких-то совсем небывалых условиях - а их в книге достаточно.
Ребята из лесного посёлка живут в интернате, а домой возвращаются на выходные и каникулы. Зимой - приезжают на лыжах. Всего-то километров 20, говорить не о чем. Только кто же знал, что идет пурга...
Ребят было четверо - Димон, Лавруша, Стеша и... Киля. Маленький, несуразный, и, в общем-то, бесполезный. Кто из них ещё мог вывихнуть по дороге ногу, как не Киля-неприятность? Ясное дело, что пурга застала ребят в лесу...
...а на местном коммутаторе звонок за звонком. Директор интерната пробует дозвониться до Зипунов - поселка, где живут родители ребят, но на линии, видимо, обрыв - и судьба ребят неизвестна.
Научный городок тоже бьёт тревогу - на связь не выходит филиал, прозванный "Карточным домиком". В домике лесника снята телефонная трубка, поскуливает собака, слышны звуки выстрелов... Что могло случиться?
...Чудом школьники набредают на колею. Транспорт наверняка едет к жилью! Спасены! Но когда они утыкаются в одиноко тоящий пустой вездеход, появляются новые вопросы. Где водитель? Куда он мог уйти в пургу? Быть может, он лежит, заметенный снегом и погибает? Димон, берущий на себя дела, требующие решительности, отправляется на поиски водителя и находит... Дом! Большой дом со светящимися окнами!
Только в доме тишина. Наверно, все сидят наверху, смотрят телевизор после ужина - а что ещё делать в санатории? Ясное дело - это был не санаторий, а тот самый "Карточный домик" - филиал, занимающийся проблемами физики, электроники, биоэлектроники и физики мозга. Просто в этом филиале была столь сложная и суперчувствительная аппаратура, что она не терпела никакой вибрации - потому-то и построили его вдали от дорог и цивилизации, и даже вездеход не подъезжал близко. На идеально спокойной земле. С идеально чистым, непотревоженным эфиром. Не удивительно, что ребята и не слышали о нем...
Отогревшись и перекусив в столовой (и честно оставив за ужин имеющиеся рубли и копейки), ребята отправляются на разведку...
В ярко освещенном вестибюле, на полу, почти у их ног ничком лежал человек в белом халате.
Немного подальше, привалившись спиной к стене, глаза широко открыты, остановившийся взгляд, — еще один.
Наверх шла лестница, и на верхней площадке, свесив руку в щель между прутьями перил, — третий.
Четверо ребят - и неизвестное количество взрослых - без сознания? живых? мёртвых?
...капитан милиции и директор научного городка пытаются решить - что делать. "Карточный домик" молчит. Обрыв связи? Но почему пропал вездеход, почему никто не отвечает в домике лесника, кто стрелял? Доехать по земле невозможно - замело дороги. Долететь на вертолёте не позволяет ветер. И вот тут выясняется, что была в институте потенциальная опасность - "мерзопакостная "Мнемозина", как называет её ученый секретарь. И здесь начинается сюжет для взрослых, потому что автор, Игорь Ефимов, поднимает такие проблемы, которые решить не так-то просто. Да и будут ли они решены вообще?..
Залезать в человеческую память! Стирать в мозгу «ненужные» воспоминания. Ненужные?! А кто это может определить, какие нужные, какие — нет. И как только разрешили заниматься подобными исследованиями!
...
— Никто не собирается вторгаться в человеческую память. Речь идет лишь о лечении психических травм или душевных расстройств, вызванных тяжелыми воспоминаниями. Об ослаблении отрицательных эмоций, когда они делаются опасными для здоровья.
— О да! Покончить с любым человеческим горем радиомеханическими средствами. Прекрасная мысль!
О том, что стояло за экспериментом, расскажет Этери - ассистент профессора, разработавшего идею "Мнемозины". (Не согласная с методами руководителя, она бежала из лаборатории, но решила вернуться).
За научной работой Сильвестрова стоит большое горе - по дороге на Кавказ машина, которую ведет его жена, срывается в пропасть и их маленький сын погибает. Жизнь превращается в ад воспоминаний и вины. Жена в тяжелом нервном состоянии. Конечно, никто не позволит проводить эксперименты по стиранию памяти на людях - и ясно, что профессор решился попробовать на себе...
Но почему же пропал из эфира весь "Карточный домик"? Да ведь была же пурга! И низкое атмосферное давление во многом усиливает сигналы машины.Неужели память стёрло у всех? Но память можно вернуть - в процессе идет запись, и потеря обратима. Увы - слишком долгая работа "Мнемозины" приводит к тому, что мозг забывает и как контролировать физиологические процессы - и отключается дыхание. Одна из плёнок с записью поддерживает физиологические процессы, однако, по подсчетам Этери, записи хватит на час, а затем - неминуемая смерть всего института...
Линия ребят в книге - про приключение, про то, что такое смелость и взаимовыручка, ответственность и дружба.
Линия взрослых - про ответственность ученых, про степень допустимости вмешательства в человеческую душу - и про любовь. Про ответственность руководителей, делающих выбор между несколькими решениями - каждое из которых может быть неверным.
Конечно, ученых спасут. Конечно, это сделают ребята - точнее, несуразный Киля совершит очень смелый поступок - под руководством Этери, которая по рации сможет объяснить, что нужно сделать.
Это очень хорошая книжка - фантастические допущения не выглядят какой-то совсем уж несбыточной историей. Прекрасный язык - без нагнетания и лишних эмоций. И ребят, и ученых, и капитана, и тётенек на коммутаторе роднит одно - они люди дела. И думают не только о себе и своем благополучии. И это очень типично для советской литературы.
В финале Димон говорит по телефону с Килиной матерью:
Тетя Катя, я вам хочу сказать про Кольку: вы не знаете… Не знаете, какой он выдающийся. И мы не знали… Пусть! Пусть выдающийся неслух! Зато мы-то все оказались слишком послушные. Нам приказали бежать из здания, мы и драпанули. А он — нет! Единственный не послушался и остался… Просто почуял. Почувствовал, что нельзя уходить. Если б не он… Я тоже чуял, что нельзя, по не так сильно — и ушел...
Сейчас система воспитания у нас твердит: действуйте строго по инструкции, берегите свою жизнь, не рискуйте ничем! Дожидайтесь в безопасности, пока придут специально обученные люди и всех спасут!
Правильно? Правильно.
Об этом же спорят капитан милиции, директор института и Этери - вправе ли они рисковать жизнью Кили? (Киля-то для себя решил, что рисковать он не то чтобы в праве, а должен). Кто возьмет риск прибавить к сорока жизням ученых одну детскую?
Почитайте. В небольшую книжку уместилось очень много вечных вопросов - и захватывающий сюжет.
#советская фантастика #детская фантастика #что почитать #приключения #научная фантастика