Найти тему

Особенности написания исторических произведений

рисунок авторства Нелли Тодд
рисунок авторства Нелли Тодд

Мою новую книгу о Дракуле можно купить тут: https://vk.com/im?sel=208096157&w=product-74114350_10109147/query

Первое, что хотелось бы посоветовать авторам, пишущим исторические произведения - изучайте матчасть! Даже если вы будете писать альтернативную историю, где Дракула не был убит Лайотой, и даже не сел в Вышеградскую крепость, и вообще - заборол Османскую империю совместно со всеми христианами Европы... в общем, все было наоборот... дабы написать это "наоборот", надо от чего-то отталкиваться. Знать хронологию событий, которые должны были случиться, но не случились, потому что... А дальше уже ваша фантазия, почему оно не случилось, как и чего смог избежать Дракула в альтернативной реальности.

Даже если вы будете писать историческое фэнтези с Дракулой-вампиром, Дракулой-оборотнем, Дракулой-поклонником языческих традиций - гораздо интересней будет, если вы сможете обосновать эту фэнтезийную привязку, причем не кивая на Брэма Стокера и "а что тут обосновывать, это все мои авторские фантазии, я так вижу!" Нет, вы, конечно, можете видеть Дракулу, как угодно, но лучше, если это видение будет подверстано к историческим реалиям, хотя бы отчасти. К примеру, среди армии султана Мехмеда, подвергавшейся по ночам нападениям армии Дракулы, бытовало поверие, что Дракула и его воины - оборотни, потому что нападениям предшествовал волчий вой (призванный запугать и деморализовать турок). Вот и обоснуй для оборотничества! Если хотите написать про Дракулу, пьющего кровь и поклоняющегося черт знает кому - вспомним, опять же, Бехайма, с его презабавной поэмой "О злодее, который звался Дракул и был воеводой Валахии". Вот именно таким Дракула там и представлен... да, клевета, но опять же - с историческим обоснованием.

И, разумеется, изучать море исторических источников, от нон-фикшена, посвященного Владу Дракуле, и до уцелевших исторических документов его эпохи - надо, если вы пишете исторические произведения без примеси каких-то фантастических элементов. Да, у вас художественное произведение, не аналитическая статья, с огромной долей авторского вымысла, додумок характеров, с второстепенными персонажами, сотворенными вашей фантазией - но события эпохи должны быть у вас показаны четко. Как и предметы эпохи, вся эта, казалось бы, малозначимая бытовуха - что ели герои, как они одевались, как они развлекались, как проходили официальные церемонии пятнадцатого века, как воевали в то время, чему обучались, во что верили, что занимало умы. Все это важно, все это вам пригодится, даже если не будет прописано в тексте, оставшись за кадром.

Второе, что хотелось бы посоветовать авторам - проникнуться той эпохой. Не просто прочесть и законспектировать, чтобы описать, к примеру, коронацию Дракулы, или его плен, или переговоры с турками - а четко представить себя на время написания произведения - тем самым человеком пятнадцатого века, и да, это очень важно. Потому что зачастую, читая историчку о Дракуле - я этого самого человека не вижу. Я вижу, пардон, попаданца в пятнадцатый век, который мыслит как человек современный, ведет себя как человек современный, говорит, опять же - как человек современный... кстати, именно поэтому среди пишущих историческое так популярен попаданческий жанр - пункт два о "проникнуться" можно сразу отмести, он вообще ни к чему. Пиши себя в интерьерах века пятнадцатого, на троне, с господарской короной, во всем этом косплейном антураже - и все будет верибельно!

Так вот, если вы не планируете писать о попаданце в эпоху, очень советую почитать труды современников Дракулы. Проникнуться специфичностью слога (и, возможно, использовать оное у себя в произведениях), понять, что, к примеру, для того времени вопросы вероисповедания были крайне важны, атеистов не было в принципе, за смену веры могли и убить, обрядовые особенности надо было соблюдать от и до, за этим тоже следили, и да - суеверия, связанные с колдовством, тоже были сильны, в ведьм, колдунов и дурной глаз верили на государственном уровне. Отношение к детям тоже было весьма специфическим. Детей было много, в силу отсутствия средств контрацепции, дети мерли, в силу отсутствия нормальной медицины, так что - бог дал, бог взял, и никакого детоцентризма (кстати, и в девятнадцатом веке в той же крестьянской среде было подобное, что видно из исследовательских трудов по теме). Далее - дети считались собственностью родителей, никакой тебе ювенальной юстиции и т.п., браки заключались, опять же, по желанию этих самых родителей, причем в весьма юном возрасте. Да и сама жизнь, скажем так, не особо ценилась. Жестокие казни были в норме, на то же посажение на кол могла прибежать глазеть толпа народу (развлечений-то особенно не было), умереть от какой-нибудь заразы либо пасть на войне/в результате набега врагов было таки в порядке вещей. Как и рабство - да, тогда оно было законным, причем в самой Валахии (это я сейчас о цыганах, живших там на положении чьих-то рабов, в лучшем случае - крепостных государственных, что, на первый взгляд, были свободны, но обязаны были платить оброк государству, а в случае неплатежа - продавались уже в настоящее рабство).

В общем, написать не просто грамотно и красиво, но еще и верибельно со всех сторон историчку - непростая задача. Это, на мой взгляд, один из самых сложных жанров в литературе, почему исторических произведений о Дракуле так возмутительно мало. Что ж, авторов можно понять - жанр этот требует серьезнейшей подготовки, и не у всех хватает на это терпения. Могу только пожать руку тем, у кого все же хватает.

https://vk.com/vladdraculaiii - я завела новую группу во Вконтакте по Дракуле. Этот Дзен-канал больше вестись не будет, так как вести две группы подряд - весьма трудоемко. Идем по ссылке и подписываемся!