Эмоции возникают в средних структурах головного мозга.
Каждая эмоция — это совокупность физиологических изменений в организме: меняется пульс, давление, мышечный тонус, активизируются различные отделы нервной системы.
Разум начинает связывать наши ощущения в теле с определёнными смыслами, образами и словами.
Могут появиться ярлыки: «паника», «оцепенение», «мерзкое чувство», «опасно для жизни», «только не это» и тп.
Эмоциональные реакции возникают вследствие отдельных раздражителей и НЕ находятся под влиянием последствий
Можно сколько угодно говорить себе или ребёнку, какая глупость бояться, например, высоты или пылесоса, но это бесполезно.
Так это не работает.
Потому что это поведение находится под влиянием только предшествующих факторов и является результатом обуславливания рефлексов.
Поведенческая коррекция тревожных расстройств
Основана на погашении условного рефлекса, в качестве которого выступает сильная эмоциональная реакция на объективно безопасный стимул, путём его противообуславливания.
Называется такой метод «Систематическая десенсибилизация».
Систематическая десенсибилизация
В зависимости от того, кто является клиентом: взрослый человек или ребёнок; с особенностями развития или без, наполнение этапов программы может отличаться, но суть будет в следующем:
1 этап. Обучение релаксации
Учим расслаблять свои мышцы, глубоко и спокойно дышать. Сопоставляем понятие "спокойный" с этими ощущениями в теле.
Цель — научить клиента достигать достаточно глубокого расслабления за 20-30 секунд.
2 этап. Составление иерархии ситуаций, вызывающих страх
Составляем список триггеров от самого слабого до самого сильного.
3 этап. Десенсибилизация
Клиент из состояния глубокого расслабления ненадолго (5-7 секунд) представляет себе ситуацию в соответствии с первым пунктом списка триггеров и снова возвращается к расслаблению на 20-30 сек.
Затем цикл повторяется.
Если в течение трёх циклов тревога не возникает, можно переходить к следующему пункту из списка.
4 этап. Закрепление
Проводим процедуру с отдельными ситуациями в реальных условиях.
Примечание
При работе с маленькими детьми или детьми с особенностями развития, когда понятно, что представлять или воображать себе ту или иную тревожную ситуацию он не сможет, то 3 и 4 этапы объединяются.
Например, ребёнок плачет, когда уходит мама.
Составляем список триггеров: мама одевается, мама стоит у двери, мама вышла за дверь, мамы нет 5 секунд, и тп.
Выбираем самый слабый триггер, появление которого скорее всего не вызовет у ребёнка беспокойной реакции.
Предупреждаем ребёнка, что сейчас будет происходить и просим его оставаться спокойным.
Если ребёнок оставался спокойным — хвалим его и предоставляем поощрение.
Если начал волноваться — повторяем процедуру ещё раз.
"Смотри, сейчас я выйду за дверь и тут же вернусь, а ты будешь спокойным". — Если всё получилось, скажите. — "Супер! Ты прекрасно справился! Это стоит награды".
Переход от одного триггера к другому осуществляется только когда ребёнок оставался спокойным на прежнем уровне.
Вот так постепенно, шаг за шагом, двигаемся по нашему списку триггеров до пункта, который вызывает самую сильную эмоциональную реакцию.
Прорабатывая каждый пункт с максимально бережным и чутким отношением к клиенту, вне зависимости от его возраста и группы здоровья.
Любая программа поведенческой коррекции составляется индивидуально с учётом особенностей клиента. Имеются противопоказания. Перед применением проконсультируйтесь со специалистом.
Надеюсь, было полезно.
Нам с сыном, например, этот метод помог преодолеть страх посещения бассейна.
Статья с подробностями