Общепризнанных критериев эффективности управления не существуют. Часто они субъективны. В большинстве случаев под этим подразумевается достижение целевых показателей, отсутствие текучки, соотношение темпов роста производительности труда и заработной платы, отсутствие незанятых вакансий и др.
Эффективное управление персоналом начинается с создания команды. Такая необходимость может возникнуть как на этапе создания бизнеса, так и по мере роста компании.
Создать команду – это значить сделать бизнес-моделирование, выстроить структуру будущей команды: кто и чем будет заниматься и сколько за это получать, определить задачи и критерии эффективности, рабочее место каждого сотрудника.
Стоит также подумать: некоторые неключевые задачи иногда эффективнее и дешевле отдать аутсорсинговым компаниям или фрилансерам.
Когда структура выстроена, начинается подбор и наем новых работников. Для поиска можно использовать различные сайты вакансий, приглашать знакомых действующих сотрудников.
Важно лично проводить собеседование с кандидатами на ключевые позиции.
При найме нужно учитывать не только деловые качества, но и личностные: готовность брать на себя ответственность, разделять ценности компании, способность взаимодействовать с другими сотрудниками, стать частью команды.
Следующий этап после подбора – адаптация нового сотрудника. С первого дня у него должно быть рабочее место, доступ к системе, должностные инструкции и круг задач. Испытательный период в таком интенсивном темпе позволит и руководителю, и испытуемому понять, готовы ли они сотрудничать дальше.
Процесс адаптации проходит лучше и результативнее, если есть возможность закрепить за стажером наставника, который будет его вводить в курс дела.
Оцифровка бизнеса помогает наглядно увидеть эффективность и результативность каждого сотрудника по отдельности и команды в целом. При этом все работники должны знать не только персональный функционал, но свои ключевые показатели в цифрах.
Обратная связь помогает руководителям вовремя реагировать и устранять системные проблемы. Какая бы ни была иерархия и структура компании, у линейных сотрудников должна быть возможность предлагать свои идеи, участвовать в обсуждениях ключевых изменений, давать отзыв на действия и результат.
Рост компании предполагает увеличение ключевых показателей и повышение результативности.
При этом показатели роста должны быть выражены в цифрах. Влиять на них помогает правильная система материальной мотивации, когда оплата труда завязана на выполнение различных условий. Когда зарплата состоит только из оклада и никак не завязана на KPI, работник чаще всего не заинтересовать генерировать идеи, работать больше и лучше, чем коллеги.
Правильная материальная мотивация предполагает премии не только за личные достижения, но и за командные. Последнее также способствует сплочению команды.
Нематериальная мотивация помогает сплотить команду и уменьшить текучку кадров.