Найти тему
С Богом по жизни

КОГДА ХРИСТИАНИН ОТПРАВЛЯЕТСЯ НА РАБОТУ

Быть христианином означает, что каждая часть его жизни регламентирована Христом, включая то, как мы работаем. Павел дает наставления рабам, как работать на своих господ. В этих наставлениях мы можем найти полезный совет для всех, работающих по найму:

“Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия” (Еф. 6:5-9).

Эти стихи следует понимать в контексте наказа Павла “исполняться Духом” (Еф. 5:18). Павел призывает христиан в своей жизни руководствоваться Божьим Святым Духом. Это означает повиновение Божьей воле. Это предполагает обитание Его Слова в нас. Павел перечисляет некоторые результаты исполненности Духом: духовное общение через песнопения и славословия; благодарение Бога за все; взаимное повиновение друг другу. Повиноваться друг другу должны мужья и жены, родители и дети, а также рабы и господа.

Не упустите смысл этого контекста. Наставления о поведении на рабочем месте непосредственно вытекают из заповеди исполняться Духом. Другими словами, никто из нас не может претендовать на то, чтобы быть христианином, угодным Богу, если мы не ведем себя по-христиански на работе. Когда христиане - верные работники, их жизнь исполнена Духа.

ВЕРНЫЕ РАБОТНИКИ

Павел особо упоминает отношения именно между рабами и господами. В его дни это было основное место рабочих взаимоотношений. Расширив понятие, мы будем применять эти принципы к отношениям между современными работниками и работодателями. Павел дает четыре увещевания работникам:

1. Повинуйтесь. Павел говорит: “Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти...” (Еф. 6:5). Повиновение должно быть постоянным и неизменным. Павел использует такое глагольное время, которое указывает на непрерывность действия. Апостол имеет в виду исправное выполнение инструкций и требований работодателей, конечно, до тех пор, пока работодатель не потребует чего-то незаконного, аморального или противного воле Божьей, данной нам в откровении. Некоторые работодатели могут быть непоследовательными, неразумными, неделовыми, грубыми и даже глупыми, но работники-христиане должны служить своим работодателям наилучшим образом, каким только могут. Мы читаем в 1 Пет. 2:18-20:

Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу”.

Люди не будут обращать внимание на наше благовествование о спасении, если наша работа неприемлема. Они не будут слушать, что мы будем им предлагать, если на работе мы больше всех жалуемся. Работая на других, мы должны выполнять все наилучшим образом в духе послушания и подчинения.

2. Будьте уважительны. Павел говорит: “Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего...” Работники-христиане должны проявлять уважение к тому, кто их принял на работу, невзирая на то, легко или нет уважать этого человека. Дело не в личности, а в Божьем замысле. По Божьему замыслу все должны подчиняться власти. Бог вплел этот замысел в ткань жизни. Общество, в котором люди восстают против принципа власти, не может успешно функционировать. Касается ли это мужа и жены, родителя и ребенка, работника и работодателя, к ним ко всем применим принцип управления и подчинения. Если мы будем его игнорировать, на поверхность всплывет множество проблем. Верный христианин повинуется из уважения к Божьей системе. Он делает это искренне, не жалуясь, не критикуя или восставая против системы.

3. Сохраняйте свои побуждения в чистоте. Какова побудительная причина подчинения работодателю? Павел говорит, что Господь ждет от нас такого повиновения земным господам, какое мы имеем по отношению ко Христу (Еф. 6:5). Все, что мы ни делаем в жизни, включая нашу работу, должно прославлять Господа:

“Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию” (1 Кор. 10:31);
“И все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца” (Кол. 3:17);
“И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие; ибо вы служите Господу Христу” (Кол. 3:23, 24).

Вам может казаться, что ваша работа не важна. Вам может не нравиться то, что вы делаете, или вам может не нравится ваш руководитель. Однако, вы можете славить Господа тем, что будете считать свою работу жертвоприношением Богу. Выполняйте ее во славу Божию. Пусть это послужит основанием для того, что вы будете вкладывать все силы в труд на своего работодателя.

4. Твердо стойте на позициях качества. Так как побудительной причиной всего, что мы говорим и делаем, является прославление Бога, нам следует твердо придерживаться высокого качества на рабочем месте. Павел подчеркивает это, постоянно обращаясь к образу Христа. Мы должны повиноваться своим земным господам так, как мы повинуемся Христу (Еф. 6:5). В стихе 6 он продолжает: “Не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души”. Призыв к отличному выполнению работы имеется также и в стихе 7: “Служа с усердием, как Господу, а не как человекам”.

Я помню, как проходили занятия по физическому воспитанию в старших классах школы, где я учился. Каждый день во время занятий мы должны были разминаться. Когда тренер стоял в центре группы, он мог видеть только половину класса одновременно. Он смотрел направо, и все, кто стоял справа, начинали с усердием выполнять упражнение; но те, кто был слева, тут же снижали темп. Когда он смотрел налево, те, что слева, начинали работать усерднее, а те, что справа, расслаблялись. Такое иной раз случается и на рабочем месте. Некоторые работники демонстрируют свое усердие только тогда, когда рядом начальник. У них нет твердой позиции выполнять все и всегда с отличием.

В Быт. 1 Бог показан работником. Он создал мир. У него также была ответственность за качество Своей работы. “И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма” (Быт. 1:31). Христиане всегда должны работать усердно и как можно лучше. Они должны быть самыми преданными работниками, где бы они ни работали. Вот, как сказал об этом Джон Стотт:

“Хозяйка может так приготовить еду, как если бы Иисус собирался ее есть, или же вычистить дом до такого блеска, как если бы Иисус Христос был званым гостем. Учителя могут так учить детей, доктора - так лечить больных, а медсестры - так за ними ухаживать, адвокаты - помогать своим клиентам, продавцы - обслуживать покупателей, бухгалтера - вести аудитные книги, а секретари - так печатать письма, как если бы в каждом случае они работали на Иисуса Христа”.

ЗАБОТЛИВЫЕ РАБОТОДАТЕЛИ

Христиане также проявляют свою наполненность Духом тем, что они являются заботливыми работодателями. Взгляните, что говорит Павел о господине, или работодателе: “И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия” (Еф. 6:9).

Павел дает хозяевам три направления, которым нужно следовать сегодня:

1. Будьте послушны. Он говорит: “Поступайте с ними так же”. Я это место понимаю следующим образом: “так же” означает иметь такую же мотивацию или ту же цель, какую он поставил и перед работниками, - славить Господа во всем, что говорится и делается. Бог ставит это вашей первой обязанностью, как работодателя. Он ждет от вас, что вы будете руководить так, чтобы прославить Бога, что будете направлять своих подчиненных согласно стандартам царства Божьего, что вы будете во всем следовать золотому правилу (см. Лк. 6:31) и обращаться с работниками уважительно, чтобы у них не появилось причин выказать непочтение Господу, которому вы служите.

2. Будьте добры. Не будьте грубы и не угрожайте. Божественное руководство отнюдь не означает показывать всем, кто есть начальник. Христианин-работодатель никогда не оскорбляет, никогда не выказывает пренебрежения, он стремится к тому, чтобы всегда быть добрым и заботливым. Это не мешает вам быть настойчивым и твердым, когда требуется, но ваше отношение и поведение всегда управляются мудростью Христа, которая в вас живет.

3. Будьте смиренны. Павел мотивирует это следующим образом: “Зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия”. Нелицеприятный Судья над всеми судьями наблюдает за тем, какой вы работодатель. Он не пропустит вашего плохого обращения с работниками только потому, что вы начальник. В том, как мы обращаемся с другими, мы всегда подотчетны Ему.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тот, кто считает себя христианином в воскресенье, должен оставаться таковым и в понедельник. Христианин на богослужении должен быть христианином и на работе.

У большинства из нас есть работа. Некоторые являются работниками, а некоторые несут ответственность в качестве работодателей. И всем нам необходимо думать о том, что говорится в Слове Божьем. Ответьте сами на следующие вопросы:

• “Прославляю ли я Бога своим поведением на работе?”

• “Стараюсь ли я выполнять работу только отлично?”

• “Добр ли я и внимателен ли по отношению к другим?”

• “Честен ли я, лоялен и уважителен к моим начальникам?”

• “Скажет ли Иисус: «Хорошо! Молодец!» - моей работе и моему приношению этим Богу?”

После того, как вы честно ответите на эти вопросы, вам, может быть, захочется признаться в некоторых грехах и попросить Бога о прощении. Так давайте же обяжем себя прославлять Бога во всем, что мы делаем, включая и то, что мы делаем на работе.