Найти в Дзене
Полевые цветы

Я у моря вымолю любовь (Часть 7)

Даша звала Наташку с собой – прогуляться по набережной. Наташе и самой хотелось к морю: увидеть море, казалось ей, – с Сергеем встретиться… Но хотелось одной постоять на берегу, у самой волны, – там, где нет никого. Неслышно, – чтоб только морюшко услышало, и чтоб ласковым вздохом откликнулась азовская волна – прошептать его имя. А вдруг Сергей с рыбаками сейчас в море… и волна донесёт ему тихий Наташин голос…

А к Даше приходил Павел Демидов. Они тоже уходили подальше от тех мест, где было много людей: Дашенька помнила, как Настя Ерофеева стояла перед классом – за свою прогулку с кадетом Пименовым… Вскоре к Даше с Павлом подходили другие гимназисты: Дашеньке хотелось, чтоб какой-нибудь из них Наталье понравился… Чтоб перестала она грустить. И вообще, – последний гимназический класс! Когда ж любить, как не сейчас!..

Гимназисты засматривались на кареглазую Наташу, на её косу, – ни у одной девчонки такой нет! И таких тёмно-русых колечек, что непослушно и смело выбиваются из строго причёсанных волос гимназистки, тоже нет ни у кого. Колечки эти просто притягивали мальчишеские взоры… А Наталья не замечала этих взглядов, и все мальчишки-гимназисты казались ей одинаковыми. Наверное, они хорошие, эти мальчишки. Только ни один из них совсем не похож на рыбака… На Сергея ни один из них не похож. Поэтому Наташе хотелось побыть одной… и посмотреть в азовскую волну: вдруг и Сергей сейчас смотрит на море…

Сергей тоже смотрел на волны. Улыбался: видел Наташку, гимназистку эту… Даже руку хотелось протянуть, чтоб к лицу её прикоснуться. Сергей встряхивал головой, чтоб прогнать наваждение, в досаде доставал табак – самокрутку сделать, закурить. И вообще, – маманя с батей правильно говорят: пора жениться. Батя с крёстным новый дом поднимают, – недалеко от пристани. Как положено, – для него, для старшего сына. Андрей с двойняшками, Фёдором и Василием, уже в Горном училище учились, – потянуло их на шахты, к этому диву-дивному, каменному углю, в глубины, где добывают его. У Андрея так успешно ладится учёба, что начальство из «Общества Южнорусской каменноугольной промышленности и Азовского завода» подумывает, как бы на казённый счёт отправить Андрея Полунина в Питер, – чтоб дальше учился, на горного инженера, каких много надо на здешние шахты. Младший, Парамон, должен бы в отцовском доме жить, с отцом и матерью, только и он нацелился в шахтёры… Как бы там ни было, рассудили отец с крёстным, а старшему сыну пора строить дом.

Как-то в церкви – вечернюю служили – заметила Аксинья, что старшенький её на Наташку, девчонку Потаповых, поглядывает… И она, коза, нет-нет, да и оглянется на Сергея. Материнскому сердцу много не надо, чтоб обо всём догадаться. Скрыла Аксинья усмешку: ясно, почему по ночам не спит Сергей, почему так часто на берег выходит… На днях дал щелчок Парамону, – брат добродушно посмеивался:

- Ну, и глаза у Натахи Потаповой!.. Оглянется на тебя, Серёга, – ровно стрелы чёрные летят… Поди, прямо в сердце твоё?.. Жаль только: долговато тебе ждать, пока вырастет Наташка.

Выбрала минутку Аксинья, заговорила с Матвеем:

- Примечаю я, отец, что Сергею нашему Наташка люба… По сердцу пришлась ему дочка Потаповых.

Матвей Фёдорович взглянул на жену:

- Эта?.. Гимназистка? Ну, и чем она люба ему? Сергей наш – серьёзный парень, в свои годы – уж лучший рыбак в артели: такого и не бывало, чтоб на девятнадцатом году так со снастями управляться… Что сплести сеть, что починить, – не всяк старый рыбак сумеет так. И ведь ни разу не ошибся, где сегодня осетры идти будут! Как, скажи, кто шепчет ему, куда правиться на лодках. Мужики, – и то диву даются: ровно родственник Азову Серёжка наш. А Наташка эта, Потаповых… Да разве ж Сергею такая нужна! Ветер какой-то… в юбке. Либо – русалка: расплетёт косу и веется так по Новониколаевской.

Аксинья грустновато улыбнулась:

- Это у неё волосы такие… Непослушные. Она косу заплетёт, а к обеду уж расплелась.

- Сама она непослушная отцу-матери, гимназистка эта, – а не коса её. Разве ж мы такую найдём Сергею!.. Мне уже Трофим Макарович не раз намекал: дескать, породнимся… У меня, мол, девка на поре, средняя, Ефросинья, а тебе Сергея женить пора. Вот и обдумать надо… чтоб по-хорошему всё, как положено.

- Ну, а коли Наталья ему люба…

Матвей Фёдорович достал табак, не спеша свернул самокрутку:

- Сергей – послушный нам сын. Ну, вертанула Натаха, коза драная, перед ним юбкой своею… может, и засмотрелся парень на волосы её… расплетенные по-русалочьи. Так чего ж тут: парень, известно. Как не посмотреть на такую.

Аксинья спрятала улыбку: на такую… Всё-таки признал батя, что хороша дочка у Ивана и Евдокии Потаповых. А Матвей пыхнул дымом:

- На красивую смотреть хорошо. А Сергею нужна хозяйка в дом. Чтоб приготовить… хлеб испечь. А гимназистка эта, небось, и рубаху-то скроить не умеет. Их в гимназиях этих учат говорить сладко да танцевать.

- Дуся сама всему дочку выучила. Наташка, когда домой приезжает, всё с матерью делает, я ж вижу.

Матвей Фёдорович на минуту привлёк к себе Аксиньюшку, поцеловал её волосы:

- Да она, Наташка, и сама не захочет идти за такого, как Сергей наш, – за рыбака. Ей, поди, учёного подавай… раз сама грамотная.

Матвей догадывался: Аксиньюшке его так не хватает дочки… Пятерых парней они с Аксиньей вырастили. И сыновья никакой работы не гнушались, чтоб матери помочь. Ещё крохами были, а уж жалели мать – за то, что каждый день ей так нелегко приходилось у печи и с хозяйством. Умели сами и печь растопить, и чугунки песком почистить. Вовсе не в том дело, что Аксинье помощница требовалась. А только замечал Матвей, как, бывало, на ярмарке Аксиньюшка прямо застывала над прилавками, где продавали яркие ленты, платочки, бусы и серьги, башмачки и сапожки девичьи… Случалось, Христишка, Матвеева крестница, забежит в гости, так Аксиньшка и косу ей переплетёт красиво, и рубашечку новую скроит-сошьёт, и посекретничают они с Христишей о чём-то… Что ж удивляться, если и в Наташке Потаповой дочушка видится ей.

Как-то понадобилось подлатать невод: заметил Сергей, что прохудилась сеть. Для починки невода требовались суровые конопляные нити, и Сергей отправился за ними в город. Попутно присмотрел всё, что надо было в доме и по хозяйству, можно было и возвращаться… А Сергей медленно шёл по дороге, пока не свернул на ту улицу, где была женская гимназия. Ругал себя… И всё равно шёл. Отчаянно оправдывался – сам перед собою: я лишь посмотрю на неё, – один раз, издалека. Может, и не узнаю её, – в платье гимназистки, с косою, по-городскому заплетенною… Может, и не отличу её, – среди других, городских девиц-гимназисток.

А в гимназии как раз была перемена. Гимназистки прогуливались по тополиной аллее, переговаривались, чему-то громко смеялись. Наташу Сергей увидел сразу. И понял: если бы здесь, кроме этих, была бы ещё тысяча гимназисток в одинаковых коричневых платьях с белыми воротничками, он всё равно увидел бы её, узнал бы среди всех. Как он и представлял, Наташа была в строгом гимназическом платье. Так же строго заплетена тёмно-русая коса, – дома, в Новониколаевской, Наташкина коса всегда была чуть растрёпанной и пушистой… Он стоял и смотрел на Наташу… а она на него смотрела, казалось, – не дышала. Потом к ней подбежала подружка, о чём-то встревоженно спросила, оглянулась назад, где Сергей стоял. Тревога тут же сменилась обычным девичьим любопытством. Подружка что-то зашептала Наташе на ухо, а сама поглядывала на Сергея. Тут же, по аллее, прохаживалась какая-то важная дама. Она проследила за Наташиным взглядом, укоризненно покачала головой. Кажется, сделала Наташе и её подруге какое-то суровое замечание, – слов Сергей не разобрал, до него долетел лишь строгий голос. И Сергей пошёл назад, к скобяной лавке, где осталась его лошадь. В конце улицы оглянулся: Наташа смотрела ему вслед…

… А в классе Настя Ерофеева презрительно кивнула на Наташу:

- Видели, девочки?.. У Потаповой – всё по поговорке: всяк сверчок знай свой шесток!.. Она сама поняла, что с гимназистами и кадетами ей гулять не придётся: в ней же лавочница за версту видна. Вот и нашла себе… кажется, конюха?.. Похож на конюха. А что?.. Я представила: они хороши рядом.

Даша вспыхнула, а Наташа, казалось, не слышала колкой Настиной насмешки.

Фото из открытого источника Яндекс
Фото из открытого источника Яндекс

Продолжение следует…

Начало Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5

Часть 6 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11

Часть 12 Окончание

Навигация по каналу «Полевые цветы»