В Москве завершён самый крупный проект в области метростроения. Речь идёт о Большой кольцевой линии метро.
Построить Большую кольцевую линию хотели ещё в 1985 году. Но не хватило ресурсов. Метростроевцы занялись строительством радиальных линий, так как Москва в 1980-е увеличила свои границы.
Но в наши дни с учётом новых технологий ресурсов хватило и на кольцо, и на развитие радиальных линий. Мэр Москвы Сергей Собянин принял решение построить Большое кольцо. Для реализации был выбран единый оператор строительства метро «Мосинжпроект».
Длина БКЛ — 70 км с 31 станцией и тремя электродепо. Это в 3,5 раза больше нынешней Кольцевой.
Наше Большое кольцо по протяжённости обошло даже прежнего лидера — Второе кольцо Пекинского метро (57 км).
Я помню, когда ребёнком ездил в советском метро 1980-х, там строящиеся станции были обозначены пунктиром и запускались примерно раз в 10 лет — каждый раз это было большим событием.
Но технологии идут вперёд. Решение о строительстве БКЛ принято в 2011 году. За 11 лет постепенно было запущено движение по отдельным участкам линии, и в 2023 году кольцо наконец сомкнулось.
Станции Большого кольца строили всего за два года. Все потому, что современные тоннелепроходческие комплексы под управлением опытных команд продвигались со скоростью до 20 метров в сутки. Это в два раза больше показателя десятилетней давности.
Экономический выхлоп
Хорошо известное правило: дорожная инфраструктура сильно ускоряет экономическое развитие. И БКЛ — удачный тому пример, который может мотивировать и других вкладываться в транспортную инфраструктуру.
В районах новых станций метро появятся новые спортивные, офисные и торговые центры. Это приведёт к появлению 391 тыс. рабочих мест, включая 6 тыс. в метрополитене.
При строительстве были использованы российские технологии и материалы. Например, впервые в метрополитене использовалось отечественное оборудование в сфере противопожарной безопасности.
Задача строительства была непростой. Многие станции и пути пришлось прокладывать под автомагистралями, водоёмами и т. п.
Что особенно приятно, не забыли про природу. Около станций были посажены зелёные насаждения общей площадью 48 гектаров.
Новые технологии
Мне, конечно, было интересно взглянуть на процесс с технологической точки зрения, ведь такой сложный проект просто обязан был привлечь новые современные технологии.
Задача перед метростроевцами действительно стояла нетривиальная. Некоторые тоннели приходилось проходить в экстремальных условиях.
Когда строили станцию «Печатники» и перегонный тоннель до станции «Нагатинский Затон», нужно было учесть реку и сложный ландшафт. Инженеры следили за деформацией поверхности и провели георадиолокационное обследование. В итоге удалось не допустить протечек.
Интересный факт. Пятиметровые скульптуры спортсменов на станцию «ЦСКА» доставляли специальным поездом. Вес каждой скульптуры – 1,5 тонны.
И в реализации дизайна станций также использовались интересные и новые для российского метро технологии. Например, при отделке станции «Воронцовская» использовали искусственный камень — кварцевый агломерат. Доля натурального кварца в таких камнях составляет до 93%.
Остальное — смолы и пигменты. Получается и красиво и очень прочно! На станции «Терехово» использовалась технология цифровой печати по бетону. Сейчас в строительстве метро также используются и нанотехнологии.
Например, инновационные инструменты на базе искусственных алмазов, включая свёрла и фрезы. С их помощью можно работать даже в очень узких и тесных пространствах. При проектировании станций использовались технологии информационного моделирования.
Это создание цифровой модели каждой станции с её уникальными геометрическими, физическими и функциональными характеристиками.
Дело в том, что строительство станции — это не просто вырыл котлован и создал архитектурную конструкцию. Важно проложить все инженерные системы, расставить и настроить оборудование. А ведь ещё нужно проложить трубопроводы и воздухоотводы. И ранее здесь неизбежно могли возникать простои.
В цифровой модели всё прозрачно и понятно. Такой подход значительно ускоряет совместную работу над проектом. Нет простоев, каждый знает, когда должен приступить к своей задаче. В итоге сроки строительства станций сократились на несколько месяцев.
Как повлияет Большая кольцевая линия на жизнь города
Дороги в столице так загружены, что я давно уже в будни на автомобиле не езжу. Пробки, особенно зимой, угнетают — начинаешь везде опаздывать. Плюс в метро удобно ехать и читать книгу, чего не сделаешь в автомобиле.
По прогнозам, число таких людей, кто отдаст предпочтение общественному транспорту вместо личного, за счёт запуска БКЛ вырастет ещё на 15%.
3 млн — столько человек смогут полноценно ощутить эффект от запуска новой линии. Более трети из них смогут пешком добираться до новых станций. Кольцевая линия разгрузится на 25%, а радиальные — на 22%.
На некоторых популярных маршрутах «работа — дом» экономия составит до 40 минут в день!
Смотрите видео к открытию!
#БКЛфест #построилиБКЛ