Найти в Дзене
Rock And Roll Heart

Роджер Пауэлл: музыкант и гений синтезаторов, разрабатывавший программное обеспечение для них.

Есть люди, остающиеся в тени своих достижений. Роджер Пауэлл мало известен широкой публике, но вряд ли кто-то из клавишников внес столь же весомый вклад в развитие синтезаторного звука. Он являл собой редкий пример симбиоза физика и лирика: выпускал сольные альбомы, играл в группе Utopia у Тодда Рандгрена и в то же время занимался техническими изысканиями. Роджер Пауэлл родился 14 марта 1949 года в Бостоне, штат Массачусетс. История умалчивает, был ли он студентом знаменитого Массачусетского технологического института, но уже в конце 60-х Роджер занялся программированием аналоговых синтезаторов для рекламных роликов. В начале 70-х он начал сотрудничать с компанией ARP Instruments, производящей синтезаторы. Пауэлл принимал участие в разработке модели ARP-2600. Также вместе с другими cотрудниками ARP он ездил в рекламные поездки по США, где демонстрировал ARP-2600 музыкантам и потенциальным дилерам, благодаря чему эта модель быстро набрала популярность. На тот же период приходится выпуск
Роджер Пауэлл со своим самодельным синтезатором "Зонд Пауэлла".
Роджер Пауэлл со своим самодельным синтезатором "Зонд Пауэлла".

Есть люди, остающиеся в тени своих достижений. Роджер Пауэлл мало известен широкой публике, но вряд ли кто-то из клавишников внес столь же весомый вклад в развитие синтезаторного звука. Он являл собой редкий пример симбиоза физика и лирика: выпускал сольные альбомы, играл в группе Utopia у Тодда Рандгрена и в то же время занимался техническими изысканиями.

Роджер Пауэлл родился 14 марта 1949 года в Бостоне, штат Массачусетс. История умалчивает, был ли он студентом знаменитого Массачусетского технологического института, но уже в конце 60-х Роджер занялся программированием аналоговых синтезаторов для рекламных роликов. В начале 70-х он начал сотрудничать с компанией ARP Instruments, производящей синтезаторы. Пауэлл принимал участие в разработке модели ARP-2600. Также вместе с другими cотрудниками ARP он ездил в рекламные поездки по США, где демонстрировал ARP-2600 музыкантам и потенциальным дилерам, благодаря чему эта модель быстро набрала популярность. На тот же период приходится выпуск первого сольного альбома Пауэлла - Cosmic Furnace (1973). В основу его звучания легли те самые ARP-синтезаторы. Альбом получил высокие оценки в прессе. Например, его назвали лучшим альбомом поп-электроники со времен альбома "Rainbow In Curved Air" от Терри Райли.

Занятость в фирме ARP-Instruments не помешала Роджеру чуть позже поработать с её главным конкурентом - Moog Music. Пауэлл стал хорошим приятелем основателя компании - Роберта Муга, участвуя вместе с ним в демонстрационных показах продукции. Именно на основе модулей Муга, Пауэлл собрал свой первый собственный синтезатор с двойной клавиатурой. Он планировал его задействовать на живых выступлениях с группой Utopia, к которой он присоединился по приглашению Тодда Рандгрена в 1974-м. К сожалению, инструмент был украден после первого же живого выступления. Чуть позже, для концертного тура в поддержку альбома "Ra", Пауэлл проектирует новый девайс - переносной синтезатор со сложной начинкой, которому он даёт имя "Зонд Пауэлла". Во время пребывания в Utopia, у Роджера выходит второй сольный альбом - Air Pocket (1980). Он сделан в песенном формате и с вокалом самого Пауэлла.

Роджер Пауэлл и Роберт Муг на одном из своих демонстрационных показов. 1974 год.
Роджер Пауэлл и Роберт Муг на одном из своих демонстрационных показов. 1974 год.

80-е не ограничивались одной только музыкальной деятельностью для Пауэлла. Он активно занимается программированием. Пауэлл разработал один из первых MIDI-секвенсоров (программа для записи, редактирования и воспроизведения звуков в цифровом формате) для ПК - Texture. Для их связи между музыкальным оборудованием и компьютером использовался специальный интерфейс. Первоначально работавший только на компьютерах Apple секвенсор, чуть позже портируют на Amiga и IBM PC. Также Пауэлл вошел в историю как первый музыкант давший выступление на полностью цифровых синтезаторах. К сожалению, его записи не осталось. После распада группы Utopia в 1985-м, Роджер полностью переключается на новые разработки в области цифрового звучания, сотрудничая с различными программными производителями.

Первый собранный синтезатор Пауэлла. Украденный в 1974-м, через 28 лет он найдется на Ebay, выставленный на продажу сторонним человеком, не имевшим отношения к похищению.
Первый собранный синтезатор Пауэлла. Украденный в 1974-м, через 28 лет он найдется на Ebay, выставленный на продажу сторонним человеком, не имевшим отношения к похищению.

Технические навыки Пауэлла не остались без внимания крупных корпораций. C 1997-го по 2009-й Пауэлл работал в Apple Computer программистом и специалистом по звуку. Наверняка он приложил руку к звуковой начинке знаменитого Ipod. В нулевые Роджер возвращается к музыке. Он записывает ещё два сольника, а в 2009-м по приглашению Тодда Рандгрена, Роджер возвращается в группу Utopia, ради серии концертов. Правда, проблемы со здоровьем помешают ему поехать в расширенный тур. С 2011-го Пауэлл работает в другом технологическом гиганте - компании Electronic Arts в должности ведущего продюсера по новым музыкальным технологиям. Возможно, на 2023-й год он уже на заслуженной пенсии.

Роджер Пауэлл на Яндекс. Музыке