Найти тему

«Сердце пармы»: фильм о мистической любви и собирании земель под власть Москвы

Фильм «Сердце Пармы» сразу же окрестили отечественной «Игрой престолов» — действительно, с первых кадров возникают такие ассоциации. Это и жуткие ритуалы вогулов, за которыми подглядывают отчаянные ушкуйники, и конечно, же сцена в Усть-Вымской крепости, где сотник Полюд в кольчуге в окружении двора учит княжонка Михаила сражаться на деревянных мечах.

Да и сама парма — непроходимые леса северного Урала — чем не Вестерос?

Князь Михаил (Александр Кузнецов). Кадр из фильма.
Князь Михаил (Александр Кузнецов). Кадр из фильма.

Мистика вогулов, легенды коми-пермяков, нравы камских татар — этот мир для нас открыл Алексей Иванов в книге «Сердце пармы», и он, этот мир, по своей эпичности, загадочности и завершенности вполне может посоперничать с тем, что придумал Джордж Мартин.

Книга опирается на исторические события 15 века, когда на севере Прикамья жило-было княжество Пермь Великая со столицей в Чердыни. К слову, Чердынь и сейчас есть на карте Прикамья — сегодня это обычный райцентр на севере Пермского края.

Правил Пермью Великой, или Пармой, князь Ермолай, и фильм начинается с эпизода, когда Ермолай (его играет Александр Горбатов) повелел специально нанятым новгородским ушкуйникам выкрасть с капища вогулов их главный идол — «золотую бабу». Этим запускается маховик несчастий, которые одно за другим повалятся на князя и его удел, и так на много лет вперед.

На этом ассоциации с «Игрой престолов» заканчиваются и начинается наше, родное, про «собирание земель» под власть Москвы.

Тиче, женщина-ламия (Елена Ербакова). Кадр из фильма.
Тиче, женщина-ламия (Елена Ербакова). Кадр из фильма.

По сюжету погибшего от вогульских копий Ермолая сменяет повзрослевший Михаил (Александр Кузнецов), которому предстоит и защищать парму, объединяя разные племена под флагом Чердыни, бороться за свою любовь, а главное — противостоять Москве, желающий подчинить непокорное, спрятанное в тайге и болотах княжество.

В том, что фильм будет зрелищным, сомнений не было изначально, режиссер Антон Мегердичев уже доказал, что умеет снимать такое кино, выпустив «Движение вверх», самый кассовый фильм нашего кинематографа. В отношении «Сердца пармы» были сомнения, не затмит ли зрелищность заложенных в книге идей и смыслов. Но в фильме все сложилось гармонично.

Это кино можно смотреть как историческое фэнтези с магией, колдунами и мифическими существами, с сильной этнографикой, где в саундтреке перемежаются русская народная «проголосная» песня и горловые пение. Где человек и колдун не могут поделить женщину-ламию (оборотня), для одного она — любовь всей жизни, для второго — часть магического культа.

Вполне себе историческое фэнтези. Кадр из фильма.
Вполне себе историческое фэнтези. Кадр из фильма.

Фильм можно воспринимать и как историческую реконструкцию жизни княжества Пермь Великая, в фильме действуют (и временами злодействуют) персонажи из реальной жизни — князья Ермолай и Михаил, епископ Иона (Евгений Миронов), присланный крестить язычников, столичный боярин Федор Пестрый (Виталий Кищенко), присланный усмирять парму, и, наконец, сам царь Иоанн III (его сыграл Федор Бондарчук), собиратель земель московских.

И конечно же, его можно смотреть, как рассказ о роковой любви, попавшей под пресс исторических обстоятельств.

Рука Москвы - боярин Федор Пестрый (Виталий Кищенко). кадр из фильма.
Рука Москвы - боярин Федор Пестрый (Виталий Кищенко). кадр из фильма.

Но больше все-таки получилось о том, что при строительстве империй земля скрепляется кровью, а люди, будь то князья, епископы, храмоделы, рыбари или пахари — лишь солдатики на огромном поле брани или пешки в шахматной игре, которую ведет его величество Исторический процесс. Колесо истории в любом случае проедет по всем, ведь ее ход неизбежен.

И обязательно настанет время, когда щедро политая кровью земля будет очищена от ядер, копий и стрел, и на нее вновь вернутся плуг и борона, над ней зазвучит женская песня и зазвенят детские голоса.

Добавлю еще, что актерские работы вызывают восхищение. Для меня в этом фильме открытием стал Александр Кузнецов, его герою — князю Михаилу — пришлось пережить множество событий на жизненном пути, от триумфов до тюрьмы и сумы, и полного смирения со своей долей, способностью, пройдя круг жизненных испытаний, начать все сначала. И везде он убедителен.

Сотник Полюд (Сергей Пускепалис). Кадр из фильма.
Сотник Полюд (Сергей Пускепалис). Кадр из фильма.

Конечно, особые чувства вызывает появление на экране сотника Полюда (в его роли —Сергей Пускепалис, память о безвременном уходе которого еще свежа). Полюд — мудрый, смелый и великодушный, становится вторым отцом осиротевшему княжонку, до конца служит ему верой и правдой.

Епископ Иона Евгения Миронова — это постоянная внутренняя борьба, внутренний разрыв между служением Богу и служением московскому царю, насаждение православия и жалость к язычникам. И когда не получается утвердить на храме огромный крест, он соглашается и на малый, и с привязанным к спине деревянным крестом в грозу, рискуя жизнью, лезет на колокольню — непорядок, когда церковь совсем без креста. На мой взгляд, один из самых сильных образов в фильме.

Батальные сцены вызывают восторг — как это сделано!

Фильм идет 2 часа 40 минут, лично для меня они пролетели, как один миг. Создатели обещают еще и сериал выпустить, более подробно раскрывающий сюжетные линии и персонажей. Будем ждать!

Кадры из фильма с сайта Кинотеатр.ру.

О военно-исторической драме "Аманат", раскрывающей малоизвестные страницы прошлого, я писала здесь:

Еще больше обзоров — в подборках «Кино круглый год» и «Наше кино»

#кино #фильм #кино круглый год #рецензия #обзор