Фильм «Сердце Пармы» сразу же окрестили отечественной «Игрой престолов» — действительно, с первых кадров возникают такие ассоциации. Это и жуткие ритуалы вогулов, за которыми подглядывают отчаянные ушкуйники, и конечно, же сцена в Усть-Вымской крепости, где сотник Полюд в кольчуге в окружении двора учит княжонка Михаила сражаться на деревянных мечах.
Да и сама парма — непроходимые леса северного Урала — чем не Вестерос?
Мистика вогулов, легенды коми-пермяков, нравы камских татар — этот мир для нас открыл Алексей Иванов в книге «Сердце пармы», и он, этот мир, по своей эпичности, загадочности и завершенности вполне может посоперничать с тем, что придумал Джордж Мартин.
Книга опирается на исторические события 15 века, когда на севере Прикамья жило-было княжество Пермь Великая со столицей в Чердыни. К слову, Чердынь и сейчас есть на карте Прикамья — сегодня это обычный райцентр на севере Пермского края.
Правил Пермью Великой, или Пармой, князь Ермолай, и фильм начинается с эпизода, когда Ермолай (его играет Александр Горбатов) повелел специально нанятым новгородским ушкуйникам выкрасть с капища вогулов их главный идол — «золотую бабу». Этим запускается маховик несчастий, которые одно за другим повалятся на князя и его удел, и так на много лет вперед.
На этом ассоциации с «Игрой престолов» заканчиваются и начинается наше, родное, про «собирание земель» под власть Москвы.
По сюжету погибшего от вогульских копий Ермолая сменяет повзрослевший Михаил (Александр Кузнецов), которому предстоит и защищать парму, объединяя разные племена под флагом Чердыни, бороться за свою любовь, а главное — противостоять Москве, желающий подчинить непокорное, спрятанное в тайге и болотах княжество.
В том, что фильм будет зрелищным, сомнений не было изначально, режиссер Антон Мегердичев уже доказал, что умеет снимать такое кино, выпустив «Движение вверх», самый кассовый фильм нашего кинематографа. В отношении «Сердца пармы» были сомнения, не затмит ли зрелищность заложенных в книге идей и смыслов. Но в фильме все сложилось гармонично.
Это кино можно смотреть как историческое фэнтези с магией, колдунами и мифическими существами, с сильной этнографикой, где в саундтреке перемежаются русская народная «проголосная» песня и горловые пение. Где человек и колдун не могут поделить женщину-ламию (оборотня), для одного она — любовь всей жизни, для второго — часть магического культа.
Фильм можно воспринимать и как историческую реконструкцию жизни княжества Пермь Великая, в фильме действуют (и временами злодействуют) персонажи из реальной жизни — князья Ермолай и Михаил, епископ Иона (Евгений Миронов), присланный крестить язычников, столичный боярин Федор Пестрый (Виталий Кищенко), присланный усмирять парму, и, наконец, сам царь Иоанн III (его сыграл Федор Бондарчук), собиратель земель московских.
И конечно же, его можно смотреть, как рассказ о роковой любви, попавшей под пресс исторических обстоятельств.
Но больше все-таки получилось о том, что при строительстве империй земля скрепляется кровью, а люди, будь то князья, епископы, храмоделы, рыбари или пахари — лишь солдатики на огромном поле брани или пешки в шахматной игре, которую ведет его величество Исторический процесс. Колесо истории в любом случае проедет по всем, ведь ее ход неизбежен.
И обязательно настанет время, когда щедро политая кровью земля будет очищена от ядер, копий и стрел, и на нее вновь вернутся плуг и борона, над ней зазвучит женская песня и зазвенят детские голоса.
Добавлю еще, что актерские работы вызывают восхищение. Для меня в этом фильме открытием стал Александр Кузнецов, его герою — князю Михаилу — пришлось пережить множество событий на жизненном пути, от триумфов до тюрьмы и сумы, и полного смирения со своей долей, способностью, пройдя круг жизненных испытаний, начать все сначала. И везде он убедителен.
Конечно, особые чувства вызывает появление на экране сотника Полюда (в его роли —Сергей Пускепалис, память о безвременном уходе которого еще свежа). Полюд — мудрый, смелый и великодушный, становится вторым отцом осиротевшему княжонку, до конца служит ему верой и правдой.
Епископ Иона Евгения Миронова — это постоянная внутренняя борьба, внутренний разрыв между служением Богу и служением московскому царю, насаждение православия и жалость к язычникам. И когда не получается утвердить на храме огромный крест, он соглашается и на малый, и с привязанным к спине деревянным крестом в грозу, рискуя жизнью, лезет на колокольню — непорядок, когда церковь совсем без креста. На мой взгляд, один из самых сильных образов в фильме.
Батальные сцены вызывают восторг — как это сделано!
Фильм идет 2 часа 40 минут, лично для меня они пролетели, как один миг. Создатели обещают еще и сериал выпустить, более подробно раскрывающий сюжетные линии и персонажей. Будем ждать!
Кадры из фильма с сайта Кинотеатр.ру.
О военно-исторической драме "Аманат", раскрывающей малоизвестные страницы прошлого, я писала здесь:
Еще больше обзоров — в подборках «Кино круглый год» и «Наше кино»
#кино #фильм #кино круглый год #рецензия #обзор