Начало статьи смотрите здесь: Как легче запоминать английские слова. Используем эмоции и образы (часть 1)
3. Запоминание в несколько подходов 🟦🟦🟦🟦
Новые слова нужно запоминать только в КОНТЕКСТЕ. Очень условно, контекст – это то, что окружает слово, то есть слова, которые идут до и после изучаемого слова. Было проведено множество исследований, показавших, что мы помним не изолированные факты, а информацию именно в контексте. Запоминание списков слов – дело трудоемкое и неблагодарное.
Как мы знаем из собственного опыта, слова или фразы редко запоминаются с первого раза, даже если контекст был яркий и необычный. Все дело в том, что и емкость, и длительность нашей кратковременной памяти невелика, то есть информация остается доступной только в течение небольшого промежутка времени (обычно 20-30 секунд). Напротив, долговременная память может хранить гораздо большее количество информации практически бесконечно долго и предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что он когда-то запомнил. В конце XIX века психолог Герман Эббингауз построил кривую забывания, показывающую, как долго хранится в памяти информация, которую мы только что запомнили. Оказалось, что основная часть информации забывается уже в первые часы после заучивания. Что же с этим делать? Организовать запоминание в несколько подходов, ведь при повторении скорость забывания снижается. Чем больше повторений, тем прочнее запоминается информация. Чтобы навсегда запомнить новые слова, нужно повторять их с определенными интервалами времени по крайней мере 4 раза: в день, когда мы с ними встретились, на следующий, через неделю и через две (можно и через месяц). Кстати, даже если нам кажется, что мы все запомнили со второго или третьего раза, не надо игнорировать последнее повторение, поскольку именно оно позволит прочно закрепить нашу порцию языка в памяти.
Полезно завести маленькую тетрадку – словарик, лучше карманного формата, поскольку ее везде можно брать с собой. Кстати, из собственного опыта и опыта моих студентов, могу сказать, что не стоит размещать слова и фразы на иностранном языке и их перевод на одной странице, как мы это делали в школе. Пишем примерно 20-25 новых словосочетаний, которые мы только что встретили в тексте, а их перевод (или объяснение на том же языке, если уровень высокий) размещаем с обратной стороны страницы под теми же номерами. Во-первых, у нас будет меньше соблазна подглядывать, и, во-вторых, слова будут меньше путаться. И хотелось бы еще раз повторить, что все вышесказанное работает куда более эффективно, если мы не учим язык механически, а пользуемся методами, описанными в пункте 2, то есть, слова переносятся в долговременную память не столько через повторение, сколько с помощью мнемонических ассоциаций-картинок. И, разумеется, не забываем настроиться на занятие психологически и получать удовольствие от своей учебы. Breathe in with joy and breathe out with joy!
‼️Более современный вариант — использование программы, например, Anki. Если кто не знает, Anki - это бесплатная программа для запоминания слов, у нее есть версии под декстоп и мобильный телефон. Программа как раз использует метод интервального повторения. У Anki много возможностей, в частности, она умеет массово выкачивать озвучку (text-to-speech) для карточек и даже автоматизированно подгружать картинки. Очень полезно!
4. Произносим вслух, используя творческий повтор🦜
Как мы теперь понимаем, повторение совершенно необходимо для успешного запоминания. Но даже в банальное повторение можно внести элемент творчества. Например, можно произносить один и тот же отрывок текста с разной интонацией, мелодикой и темпом, то есть так, как это делают актеры на репетиции. Помните, как тренировалась в произношении героиня фильма “Моя прекрасная леди”? Мы можем пойти дальше и произнести “How kind of you to let me come?” вначале с радостной интонацией, потом безразлично, потом с грустью, потом – с раздражением и т. д. Можно поэкспериментировать со скоростью и громкостью. Длинное предложение можно разбить на части и произнести сначала первую, потом первую вместе со второй и т. д. и, наконец, все вместе.
Возьмем, к примеру, следующее предложение: “A diplomat is a person who can tell you to go to hell in such a way that you actually look forward to the trip.” (“Дипломат – это человек, который отправит вас к черту таким образом, что вы и в самом деле начнете собираться в путь”.) Будем тренироваться произносить эту фразу с конца. По-английски это называется “back chain drill”. Громко и по возможности четко произносим: “look forward to the trip”. Это несложно. Продолжаем, добавив еще слово: “actually look forward to the trip”. Сохраняя эту логику, присоединяем еще пару слов: “ that you actually look forward to the trip”. Нетрудно догадаться, что следующей итерацией будет уже более длинная фраза, например: “in such a way that you actually look forward to the trip”. Таким образом, через несколько шагов приходим ко всему предложению целиком, при этом чувствуя себя на этом этапе более уверенно, чем в начале.
Затем делаем все то же самое, стараясь не заглядывать в текст. Еще можно попробовать увеличить скорость или немного изменить тембр голоса. Почему бы не убрать серьезное “взрослое” выражение лица и поиграть как когда-то, когда мы были маленькими? Так из скучного “Homo Sapiens” мы можем ненадолго превратиться в Homo Ludens, что означает “Человек играющий”.
5. Обучая кого-то, мы запоминаем 95 процентов информации 👨🏫
Услышав или прочитав что-то интересное, нам кажется, что мы в любой момент можем это воспроизвести. Но это далеко не так. Согласно исследованиям, проведенным психологом Уильямом Глассером в Калифорнии, мы запоминаем 10% из того, что читаем, половину из того, что видим и слышим, 80% из того, что испытываем лично и 95% из того, что преподаем кому-то еще через призму собственного опыта. Необходимость передать свои знания кому-то приводит к тому, что мы начинаем использовать более эффективные методы: мы лучше выделяем главное, а также, проще устанавливаем связи между различными фактами.
Самое эффективное, если, запоминая какой-то материал, мы представим себе, что мы объясняем его ребенку. В процессе объяснения полезно использовать простые рисунки, это тоже способствует лучшему сохранению информации в памяти. Здесь совсем не важно, насколько хорошо мы рисуем. Просто визуальная информация запоминается лучше, чем текст, мы это уже знаем. Если рисунок получится смешным или нелепым, нам это только на пользу. Таким образом, умение ясно и доходчиво объяснять сложные вещи - еще один ключик к успеху. И еще одна деталь. Важно сохранять ум свежим, поэтому, никогда не надо забывать делать перерыв, даже если мы очень увлечены. Так мы даем мозгу время обработать и распределить информацию и, главное, возможность переместить ее в долговременную память.
Желаю УДАЧИ!
Если Вам понравилась эта статья, ставьте палец вверх 👍 и оставайтесь на связи. Буду очень рада😊, если Вы поддержите проект, подписавшись на канал. Это даст мне дополнительную мотивацию писать интересные и содержательные статьи.