Галата безусловно очень интересный район, расположен он напротив района Фатих и также относится к Европейской части Стамбула. Во времена Византии этот район населяли генуэзцы, являвшиеся католиками. В 13 веке Генуя и Византия заключили союз, благодаря чему генуэзцы могли вести торговлю на территории Византийской империи.
Поселение, основанное ими напротив исторического полуострова, было очень богатым. А после падения Византии именно оно стало прибежищем для христиан разных конфессий, а также для представителей других религий, о чем свидетельствуют по сей день существующие здесь церкви и синагоги.
В 19 веке это место стало сосредоточением общественной и деловой жизни в городе.
Именно здесь находились самые престижные магазины, клубы, банки, биржа, посольства иностранных держав, и именно тогда знаменитая Истикляль обрела свой блеск и репутацию самой дорогой и шикарной улицы в городе.
В одной из предыдущих статей я писала про Тоннель, который для девятнадцатого века был настоящим техническим чудом, а его наличие отлично показывало статус района.
Все знают, что основной архитектурной доминантой этой части города является Галатская башня, носившая когда-то название Башня Христа, и являвшаяся узловой в укрепительной системе, которая, вопреки договоренностям с византийцами, все-таки была возведена генуэзцами.
Но сегодня речь пойдет не о ней, а вот об этом весьма интересном здании, которое сейчас называют Арабской мечетью.
Версий его происхождения существует две. Та, с которой можно ознакомиться при посещении здания, гласит, что оно было построено именно как мечеть в 715 году арабами, осаждавшими тогда Константинополь, но каким-то образом сумевшими договориться с императором о строительстве мечети. Далее, согласно этой версии, армия отбыла в Дамаск, а здание стали использовать католики, назвав его церковью св. Павла.
Другая версия подробно освещается в путеводителе Иванова. Согласно ей здание было построено в 14 веке доминиканским монашеским орденом как собор св. Павла и Доминика. А до появления здесь католиков на этом месте стояла православная церковь св. Ирины в Смоквах. Также у Иванова приводится упоминание о версии, что на этом месте некогда стояла церковь, в которой служил сам апостол Андрей.
По версии, озвученной в путеводителе арабской мечеть стали называть в связи с тем, что в этом месте стали селиться арабы, бежавшие от испанской инквизиции.
Как бы то ни было, но эта мечеть, после завоевания Константинополя Османами, была в этой части города единственной мечетью в здании бывшего христианского храма.
Внешне здание выглядит весьма необычно, квадратный минарет, он же некогда и колокольня, византийский и европейский стили.
Пройдем в ворота под башней.
Затем попадем во внутренний двор. Здесь находится ритуальный фонтан и, как считается, могила того самого полководца, чьи воины построили мечеть в 713 году.
Теперь зайдем внутрь мечети.
Это огромный зал с верхними деревянными галереями и деревянным возвышением.
В общем ничего особенного внутри нет.
У Иванова прочитала, что после землетрясение в 1999 году под отвалившейся штукатуркой были обнаружены фрески: Рождества и Крещения на хорах, а также евангелисты и отцы церкви в своде. Однако сейчас никаких изображения нигде не видно.
Также при раскопках в здании в 1913 году были обнаружены захоронения и надгробные плиты, которые были переданы в археологический музей.
Район, в котором находится мечеть в основном торговый, здесь продают инструмент, сантехнику и прочие сопутствующие этой теме товары.
Добраться сюда можно, например, с помощью тоннеля, если будете ехать со стороны Таксим, а из Султанахмет добраться можно на трамвае, остановка Каракей.