На заявлениях не уедешь Да, официально организованный туризм теперь разрешен. По словам китайского посла Чжан Ханьхуэя, россияне тоже могут оформлять туристические визы в КНР. Но, как говорится, есть нюанс. Загвоздка в том, что главный инструмент туристического взаимодействия, а именно — межправительственное соглашение о безвизовом обмене, пока не работает. Сейчас заверение списков групп для таких поездок не производится, поэтому пересечение границы возможно только при наличии визы. Действие системы электронных виз в Россию, которую запустили в 2019 году, приостановлено. А получать обычную туристическую визу хлопотно и стоит денег. В этих условиях, с учетом наличия выбора других открытых для граждан КНР стран, мало кто из них побежит делать визу в Россию. #INJECT_1# «Пока не будет возобновлено действие соглашения о безвизовых туристических поездках, несмотря на запуск авиарейсов и ослабление ковидных ограничений, массовый обмен туристами между Россией и Китаем не восстановится», — уверен зампредседателя совета ассоциации «Мир без границ» Александр Львов. Когда визовые механизмы, упрощающие доступ гостей в обе стороны, заработают снова? Неизвестно. По словам председателя совета Ассоциации содействия русско-китайскому туризму Юрия Цуркана, новое межправительственное соглашение о безвизе вызвало массу претензий и отправлено на доработку. Запустить выдачу виз в допандемийном объеме тоже пока не получается. «Этот процесс быстрым не будет, — считает директор ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко. — Скорее всего, это удастся сделать не раньше конца весны». С оценкой коллег соглашается и вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Дмитрий Горин. Очевидно, только в случае возобновления безвиза быстро появятся и нужные для обслуживания потока туристов авиарейсы, и вся необходимая сопутствующая процессу приема инфраструктура. Если учитывать прежние объемы, игра стоит свеч: в 2019 году Россию посетили 1,8 млн китайских туристов, из которых более 1,2 млн приехали в рамках безвизовых групп. Где деньги, Мэй? Но здесь имеется второй нюанс. В прошлые годы с точки зрения экономики китайские туристы были не так уж выгодны для нашей страны. И подавляющая часть экспертов уверены: если туризм из Китая в 2023‑м возобновится в прежнем формате, выгоды получат только «теневики». Ни российская казна, ни легальный отечественный бизнес должного дохода не получат. Как было до того? По данным Ассоциации содействия русско-китайскому туризму, за 5 – 6‑дневную поездку китайский гость оставлял в России денег в 3 – 4 раза меньше, чем турист из Европы. Легальные доходы получали только перевозчики, отели и музеи — все остальное оказывалось в «серой» зоне. «Китайский туроператор обычно продавал туры в Россию по себестоимости, а доход получал за счет дополнительных услуг во время путешествия туристов на территории РФ», — говорит Александр Львов. А руководитель комиссии РСТ по международному сотрудничеству Сергей Войтович добавляет, что «выгоды для российской экономики от российско-китайского туризма всегда было немного». Приезжавшие к нам китайцы в основном пользовались услугами собственных операторов, гидов и иных партнеров. Юрий Цуркан уверен: из‑за повсеместного использования «серых» и «черных» схем в системе «свои для своих» российская экономика ежегодно недосчитывалась миллиардов рублей налогооблагаемой базы. Ведь если китаец платил «налом» или карточкой платежных систем КНР в магазине или кафе «для своих», российская казна их не видела. «Если мы не предпримем решительных шагов, от возобновления туристического сотрудничества между РФ и КНР в плюсе опять окажутся владельцы «теневых» китайских туркомпаний и торговых точек», — говорит он. Есть ли перемены к лучшему? Да, есть. В частности, благодаря новациям в российском законодательстве — теперь гидом-переводчиком может работать только гражданин РФ. А значит, одной головной болью меньше. Это важно, кстати, не только в экономическом, но и в культурном плане — нелицензированные китайские гиды-студенты порой несли откровенную чушь об истории России и наших достопримечательностях. Однако практики предупреждают: если исполнение закона не будет должным образом контролироваться — грош ему цена. «Кто, к примеру, будет проверять наличие у гида лицензии? — спрашивают участники рынка. — Полиция? Чиновники? Представители общественных организаций? Нужен четкий механизм реализации закона». В противном случае результат будет тем же — при наличии массы гидов-переводчиков с китайского языка работать будут не они, а случайные люди. И снова деньги потекут мимо «кассы». Китайцы с кошельками Вместе с тем специалисты предупреждают: китайские туристы тоже меняются. Вместо бабушек и дедушек, которые хотели увидеть Ленина и проехаться по «Красному маршруту», сейчас в Россию из Поднебесной могут отправиться те, кто с теорией марксизма-ленинизма не знаком. Вовсе. Директор одного из специализированных институтов МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов отмечает, что в нынешних условиях за кордон из Китая в первую очередь поедут люди, которые претендуют на высокий уровень сервиса. «Надо быть готовыми к тому, чтобы обслуживать их интересы, — говорит он. — По китайской статистике, всего 2 % китайцев должны обеспечить 40 % потребительского рынка — это в основном люди с достаточно высоким доходом». Казалось бы, это как раз то, что нам нужно, — замена обеспеченных западных туристов, которых у нас в массовом количестве не будет еще долго. Но тут возникает другая проблема: у китайцев с кошельками и запросы несколько иные. Максим Сапрыкин, гид-переводчик и блогер, активно участвующий в соцсетях КНР, подтверждает: китайцы хотят, чтобы это было креативно, небанально, «вкусно» и безопасно. «Например, в Китае очень активно пишут как об опасности о наличии в российских городах «затейников» в костюмах зебр, жирафов, коней и т. д., которые пристают к туристам на улицах, — замечает он. — К тому же нынешним китайцам уже не очень интересны традиционные маршруты — им нужны свежие оригинальные предложения». И тут снова во весь рост встает вопрос экономики. Как обеспеченному китайцу расплатиться? Ведь «налом» он уже отвык, а использовать Union Pay или другую китайскую систему — снова наступать на те же грабли. Есть, правда, другой инструмент. По словам Дмитрия Горина и Сергея Войтовича, российский бизнес может предложить гостям из Поднебесной оплату товаров и услуг с помощью QR-кодов. Однако как в этом случае соблюсти баланс интересов между бизнесами двух стран, пока никто толком не знает. То, что выгодно одним, может обернуться убытком для других. По оценкам экспертов, с учетом существующих реалий поток туристов из Китая в Россию по итогам 2023 года составит не более 250 тыс. человек. Но если к нам приедут те самые «дорогие» китайцы, которые в 2019‑м на 20 % делали оборот в люксовых магазинах Москвы и Петербурга, в этом ничего плохого нет. Как говорится, лучше меньше, да лучше. Но готовы ли мы к переменам? «По известным причинам наша туротрасль почти полностью перестроилась под запросы внутреннего туриста, — говорит Александр Осауленко. — Готовы ли мы принять «новых» китайцев на тех условиях, на которых их будут отправлять государственные компании КНР? Надо заранее провести работу над прежними ошибками. И сделать так, чтобы взаимный туристический обмен был выгоден обеим сторонам». Трудно спорить. Пока же неясно, будет ли эта работа над ошибками проведена и кто именно ее будет проводить.
Туризм поднимет Поднебесная? В Петербург могут вернуться туристы из Китая
20 февраля 202320 фев 2023
2
6 мин