В эту мою зимнюю поездку в Архангельскую область я решил выбраться к «настоящим людям». Ведь именно так переводится самоназвание ненцев, народа, населяющего побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра.
Из всех малых коренных народов севера ненцы - самые многочисленные. По данным последней переписи их число приближается к 50 000 человек.
Летом ненцы живут в тундре на берегу Белого моря в районе мыса «Канин нос». Но уже в октябре, с приближением холодов они начинают откочевывать на юг, к лесам Архангельской области. Дорога до реки Мезень, вдоль которой они встают на зимнее становище у них занимает два - два с половиной месяца. Вместе с многотысячными стадами оленей за день они проходят около 10-12 километров, иногда на несколько дней останавливаясь у рек, дожидаясь, когда на реках встанет лёд, что бы иметь возможность переправиться через них. Примерно к декабрю они приходят в леса Архангельской области, где остаются до марта. Потом им надо начинать многомесячный путь обратно на север, что бы успеть по крепкому льду миновать многочисленные реки, лежащие на их пути.
Когда то ненцы жили в чумах. Но уже несколько поколений, примерно с 1960-х годов они живут в брезентовых палатках, которые гораздо удобнее для их кочевой жизни.
Даже старшее поколение ненцев не помнит чумов. Хозяйка палатки, в которой мне довелось побывать, говорит, что никогда в своей жизни не видела настоящий чум и ей самой интересно на него посмотреть. Конечно есть ненцы, которые стараются сохранять историческое наследие, традиции. Но сегодня это больше ориентировано на туристов и этнографов. А оленеводы-работяги уже много десятилетий используют дары цивилизации и предпочитают жить в палатках.
При этом условия жизни тут по-прежнему спартанские. Палатка это и кухня, и гостиная и столовая и спальня. В углу, ближе ко входу, расположена буржуйка. Это и средство обогрева и кухня. На ней топят снег, и из полученной воды заваривают чай, в ней же тушат оленину.
На голой, очищенной от снега земле лежат доски, застеленные несколькими слоями шкур. Это постель, на которой все вместе спят в спальных мешках.
Сразу у входа на деревьях обветриваются освежёванные шкуры оленей. Это заготовки для национальной обуви ненцев, которая называется пимы.
Женщины в течении зимы мастерят такую обувь, что-то продают заезжим туристам, а часть сдают закупщикам, которые покупают у них оленину.
Ну, и, конечно, главным украшением этого становища, то, за чем я сюда ехал, это олени.
Эта группа оленеводов держит стадо около 2000 голов.
Конечно сейчас основным средством передвижения у оленеводов являются снегоходы. Чаще всего проверенные временем Бураны.
Но и нарты никто не отменял.
Я не отказал себе в удовольствии и прокатился пару раз на нартах. Незабываемое удовольствие.
Посещение оленеводов стало самым ярким моментом этой поездки.
Безумно интересно было пообщаться с оленеводами, посмотреть на их быт.
Конечно, условия жизни у них тяжёлые. И не удивительно, что молодое поколение предпочитает осёдлую жизнь в городах и посёлках. Хозяйка палатки в которой мы пили чай сказала, что скорее всего её поколение это последнее, которое продолжает кочевать. С одной страны их можно понять, но с другой стороны вместе с этим поколением уйдут в прошлое многовековые традиции кочевой жизни этого народа.
А Вы что думаете по этому поводу? Пишите Ваше мнение в комментариях.