Найти тему
Сайт психологов b17.ru

О буллинге

Один из самых страшных процессов в коллективе, в том числе в детском. Сегодня обсудим, что это за явление, а так же, кто становится жертвой буллинга, кто выступает в роли агрессора, какую роль во всем этом играют свидетели. И главное, что делать, если вы или ваши близкие сталкиваетесь с такой ситуацией.

Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого, либо группы лиц. Чаще встречается в коллективах школьников и студентов, но единичные случаи могут наблюдаться и в дошкольных учреждениях.

Буллинг не всегда выражается в физической агрессии. Нападение может происходить в форме психологического насилия:

  • 🗣️словесная травля (оскорбления, насмешки);
  • 🗣️распространение слухов и сплетен;
  • 👥бойкот, игнорирование.

В буллинге можно выделить 3 основные группы участников:

😖Жертва

Тот ребенок, который подвергается нападению. Часто жертвами становятся дети, у которых есть особенности внешности (лишний вес, например) или поведения (замкнутость, отрешенность от коллектива). Эти особенности выступают поводом для насмешек. Так же жертвами могут стать дети с низкой самооценкой, не достаточно развитыми коммуникативными навыками, подвергающиеся насилию в семье (здесь всё достаточно логично: поведение жертвы, усвоенное в семье, ребенок демонстрирует в других социальных группах, чем "притягивает" к себе агрессоров).

😤Агрессор, буллер, преследователь

Выступать инициатором травли может как один ребенок, так и группа детей (среди них, как правило, можно выделить лидера и последователей). Это дети с большим желанием самоутвердиться, показать свой авторитет, свою власть в коллективе. У них слабо развито умение контролировать себя и свои эмоции, низкий уровень сочувствия, эмпатии. Часто это дети из семей, в которых присутствует домашнее насилие (физическое или психологическое), недостаток теплоты и заботы.

😶Свидетель

Очень обширная группа (сюда же входит педагогический состав образовательного учреждения и родители). В ней можно выделить пассивных наблюдателей и защитников. Защитники - дети с очень правильными ценностями, высоким уровнем эмпатии и активной позицией. Случается так, что они ранее были жертвами буллинга, и это является ключевой мотивацией их желания защитить жертву. Пассивные наблюдатели - самая многочисленная группа. Казалось бы, что их позиция максимально удобна - они не при чем, они ничего не делают же. НО! Существует такое явление - травма свидетеля - и она наносит значительный вред психологическому благополучию ребенка. Наблюдая за буллингом, ребенок усваивает, что мир небезопасен, ты можешь быть подвергнут агрессии и оказаться при этом абсолютно беспомощным. Не самые приятные выводы, согласитесь.

-2

Далее разберем, как влияет буллинг на участников этого процесса.

😖Жертва У детей, оказавшихся жертвами буллинга, часто наблюдаются проблемы со здоровьем и успеваемостью, проявляются симптомы депрессивного расстройства, апатия, головные боли. Среди них не редки случаи селфхарма и суицидальные попытки. Так же важно понимать, что в результате такого опыта у ребёнка формируется представление о мире как о месте, полном опасностей, а о себе как о человеке, неспособном повлиять на происходящее.

😤Агрессор, буллер, преследователь Ощущение своей власти над другим человеком развращает, может сформироваться представление о собственной вседозволенности. Во взрослой жизни у такого ребёнка часто могут возникать конфликты по поводу непринятия окружением принципов его поведения. Это очень затруднит адаптацию, например, в рабочем коллективе.

😶Свидетель Пассивные наблюдатели сталкиваются с серьёзным внутренним конфликтом, который состоит в том, что попытка прекращения травли сочетается со страхом лишиться собственной безопасности и статуса в коллективе. У ребёнка может сформироваться восприятие окружающей среды как небезопасной, страхи, чувство беспомощности, стыд за своё бездействие, вина перед жертвой.

-3

Как помочь участникам буллинга?

Я не случайно говорю именно участникам. Помощь, вопреки общему мнению, нужна не только жертвам травли. Травматичный опыт получают все, кого касается этот процесс.

😖Жертве так же нужно работать с психологом. Большое внимание уделяется самопознанию, повышению уровня самоценности, умению выстраивать отношения с окружающими. Важно дать ребёнку возможность получать позитивный опыт взаимодействия со сверстниками, посещение кружков, секций очень хорошо в этом поможет.

😤Агрессору необходимы занятия с психологом, следует работать с ним на развитие эмпатии, умения сочувствовать и сопереживать. Так же нужно будет изучить причину его агрессии, поработать над навыками эмоционального самоконтроля, умением экологично выражать свои эмоции. Так же не лишним было бы направить его энергию в продуктивную деятельность, организовать его досуг (занятые дети, как правило, в разы реже демонстрируют агрессивное поведение).

😶Свидетели. Работа с ними будет организовываться в зависимости от степени их травматизации событиями. Бывает требуется помощь психолога, анализ полученного опыта, своего поведения, чувств, отработка чувства вины и стыда. А бывает достаточно и беседы со значимым близким, которому ребёнок может рассказать о произошедшем и принять решение относительно правильности этого, своего места в этой ситуации, а так поведения, если этот опыт повторится.

Это краткие рекомендации. Если вопросы буллинга касались вас и вашей семьи, и вы видите, что ситуация эта до сих пор вызывает беспокойство, то обращайтесь за психологической помощью.

И оставлю вам здесь номер телефона доверия 8-800-2000-122 (бесплатно, круглосуточно, анонимно).

Запись в Группа для подростков, столкнувшихся с буллингом "Просто поговорить" | г. Самара (b17.ru) по телефону 89272606880 (Viber, WhatsApp, Telegram)

Больше статей: Дзен - Записки детского психолога | Дзен (dzen.ru)

ВК - Евгения Роман | Психолог (vk.com)

Автор: Евгения Роман
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru