Найти тему

КОСМИЧЕСКИЕ РОБИНЗОНАДЫ: "Прыжок в ничто" Александра Беляева

Рис. П. Луганского. Иллюстрация к роману Александра Беляева "Прыжок в ничто". Изображение взято из открытых источников
Рис. П. Луганского. Иллюстрация к роману Александра Беляева "Прыжок в ничто". Изображение взято из открытых источников

Роман первого советского писателя, полностью посвятившего себя научной фантастике, Александра Романовича Беляева (1884-1942) "Прыжок в ничто" стал первой космической робинзонадой в нашей литературе. Впервые он был опубликован в 1933 году.

Обложка одного из первых изданий романа. Изображение взято из открытых источников
Обложка одного из первых изданий романа. Изображение взято из открытых источников

"Прыжок в ничто" - это подлинно научно-фантастическое произведение. Беляев подробно описывает все аспекты межпланетного путешествия - от технологических до астрономических. У первых читателей, вероятно, складывалось впечатление, что автор имеет доступ к информации о постройке реального межпланетного корабля. Хотя на самом деле писатель лишь внимательно изучил труды К.Э. Циолковского (1857-1935) и других основоположников теоретической космонавтики. Недаром же он дал главному герою романа фамилию Цандер, в честь Ф.А. Цандера (1887-1933).

Фридрих Артурович Цандер прототип Лео Цандера героя романа Александра Беляева "Прыжок в ничто". Изображение взято из открытых источников
Фридрих Артурович Цандер прототип Лео Цандера героя романа Александра Беляева "Прыжок в ничто". Изображение взято из открытых источников

По сюжету Лео Цандер руководит строительством своего рода космического ковчега, который должен вывезти акционеров, вложивших свои средства в строительство межпланетного корабля, за пределы Земли. Буржуи намеревались таким образом пережить мировую революцию. Планировалось создать даже не один, а много таких ковчегов, но завершить постройку удалось только одного. Стартовать пришлось срочно.

Рис. П. Луганского. Иллюстрация к роману Александра Беляева "Прыжок в ничто". Изображение взято из открытых источников
Рис. П. Луганского. Иллюстрация к роману Александра Беляева "Прыжок в ничто". Изображение взято из открытых источников

Корабль был устроен так, чтобы его пассажиры не испытывали особенных неудобств и даже могли наслаждаться эффектами невесомости. Экипаж всячески о них заботился. Например, выращивая продовольствие в корабельной оранжерее. Правда, вскоре выясняется, что экипаж состоит из коммунистов, которых поддерживают даже некоторые, классово близкие им пассажиры. Начинается борьба за власть над космическим ковчегом, в результате которой оранжерея разрушается. Обитателям корабля начинает грозить голод.

Рис. П. Луганского. Иллюстрация к роману Александра Беляева "Прыжок в ничто". Изображение взято из открытых источников
Рис. П. Луганского. Иллюстрация к роману Александра Беляева "Прыжок в ничто". Изображение взято из открытых источников

Цандер принимает решение совершить посадку на Венере, которая, к счастью, для горе-межпланетников оказывается населенной самыми невероятными формами жизни и пригодной для жизни людей. С этого момента и начинается робинзонада.

Рис. П. Луганского. Иллюстрация к роману Александра Беляева "Прыжок в ничто". Изображение взято из открытых источников
Рис. П. Луганского. Иллюстрация к роману Александра Беляева "Прыжок в ничто". Изображение взято из открытых источников

С новоявленными робинзонами случаются разного рода происшествия, которые позднее войдут в малый джентельменский набор венерианских и вообще - межпланетных приключений. Летающие ящеры хватают людей.

Рис. П. Луганского. Иллюстрация к роману Александра Беляева "Прыжок в ничто". Изображение взято из открытых источников
Рис. П. Луганского. Иллюстрация к роману Александра Беляева "Прыжок в ничто". Изображение взято из открытых источников

Этим же занимаются и хищные растения.

Рис. П. Луганского. Иллюстрация к роману Александра Беляева "Прыжок в ничто". Изображение взято из открытых источников
Рис. П. Луганского. Иллюстрация к роману Александра Беляева "Прыжок в ничто". Изображение взято из открытых источников

Положение робинзона обязывает забыть о своем социальном статусе. Так что буржуям тоже приходилось трудиться, не снимая цилиндров.

Рис. П. Луганского. Иллюстрация к роману Александра Беляева "Прыжок в ничто". Изображение взято из открытых источников
Рис. П. Луганского. Иллюстрация к роману Александра Беляева "Прыжок в ничто". Изображение взято из открытых источников

Выживание на дикой планете дело нелегкое, приходится не только заботиться о пропитании, но и быть начеку, чтобы самому не стать пропитанием.

Рис. П. Луганского. Иллюстрация к роману Александра Беляева "Прыжок в ничто". Изображение взято из открытых источников
Рис. П. Луганского. Иллюстрация к роману Александра Беляева "Прыжок в ничто". Изображение взято из открытых источников

Тем не менее, идиллии не возникает. Классовая борьба продолжается и на другой планете. Богатеи-аристократы мечтают вновь захватить власть над "плебсом", то есть - членами экипажа и пассажирами из слуг, и снова жить припеваючи за счет их труда. Ведь в самом деле, разве может элита жить в таких скотских условиях?!

Рис. П. Луганского. Иллюстрация к роману Александра Беляева "Прыжок в ничто". Изображение взято из открытых источников
Рис. П. Луганского. Иллюстрация к роману Александра Беляева "Прыжок в ничто". Изображение взято из открытых источников

Финал этой борьбы закономерен. Связь с Землей восстанавливается. Экипаж узнает, что мировая революция победила и по всей Земле идет грандиозная стройка, а в космосе носятся сотни межпланетных кораблей. "Плебс" решает покинуть Венеру. Попытка аристократов помешать отлету, заканчивается их гибелью. Прощай Венера!

Читали ли вы этот роман и что вы о нем думаете?