«…Ах, крейсера, крейсера! И кто вас выдумал?» В. Пикуль «Крейсера»
Начало ХХ века было в своем роде достаточно благоприятным для развития российского военно-морского флота – строились и вводились в строй новые корабли всех классов от броненосцев до миноносцев, велись работы над новыми проектами, размещались заказы за границей.
В это время, 7 (20) августа 1902 года, российский флот пополнился еще одним новым кораблем – бронепалубным крейсером «Богатырь». Красивый с виду корабль немецкой постройки по ряду причин считался лучшим бронепалубным крейсером 1-го ранга в российском флоте и, как потом показала боевая служба, не без оснований. Он полностью соответствовал заявленным характеристикам, чего, к сожалению, нельзя было сказать об остальных «богатырях» отечественной постройки, на которых не удалось избежать строительной перегрузки и обеспечить высокое качество работы, как следствие – корабли оказались менее скоростными и обладали низкой технической надежностью. С учетом направленности программы строительства («для нужд Дальнего Востока») кораблей данного типа после ввода в строй и завершения всех положенных испытаний и курса боевой подготовки «Богатырь» стали готовить для перехода на Дальний Восток. Ввиду возможных боевых действий со стороны Японии Морское министерство вынуждено было готовить отряд кораблей на Дальний Восток для усиления порт-артурской эскадры, в которую и был включен «Богатырь».
По традиции межтеатровых переходов был создан отряд кораблей для усиления порт-артурской эскадры, в который включили практически новейшие корабли: броненосцы «Ретвизан» и «Победа», крейсера «Диана», «Паллада», «Богатырь» и «Боярин», в пути должны были присоединиться несколько миноносцев и крейсера. И 13 ноября отряд под предводительством контр-адмирала Э.А.Штакельберга отправился в путь.
Кроме непосредственного перехода было решено провести тренировки экипажей кораблей по совместным действиям во время перехода, чтобы в Порт-Артур пришло полноценное тактическое подразделение с высоким уровнем боевой подготовленности, способное гармонично влиться в состав основной эскадры. В этих целях поход планировалось совершить «при условии военного времени» с организацией дозорной и разведывательной службы, со всевозможными перестроениями и со строгим соблюдением строя и правил безопасности согласно требованиям тогдашней военной науки.
Отметим, что во время перехода крейсер «Богатырь» отличался от своих «напарников» надежностью механизмов и высокой степенью технической исправности всех систем. В отличие от него, уже на третий день пути, еще на подходе к Либаве, на крейсерах «Диана» и «Паллада» обнаружилось множество неисправностей – от электропроводки до ходовых машин. Возле Портленда потекли холодильники на «Победе», в придачу на «Боярине» застрелился старший инженер Чеханин. Поломки на кораблях следовали одна за другой. Эскадра просто рассыпалась.
Корабли малыми группами либо в одиночку продвигались от порта до порта, в которых и проводили основные ремонтные мероприятия. О боевом обучении и не вспоминали, экипажи кораблей превратились в механиков, героически и самоотверженно устраняя постоянные поломки. Все это усугублялось постоянным некомплектом на кораблях инженер-механиков, машинистов и кочегаров, а также отсутствием опыта обслуживания котлов с их сложными системами питания. Неудачными оказались опыты по передаче радиосообщений – на расстоянии 10 миль депеши передавать не удавалось. Тем самым Морское ведомство, не обеспечив отряд ремонтной базой и квалифицированным обслуживанием, фактически погубило идею формирования эскадры по пути на Дальний Восток.
Как уже было отмечено, «Богатырь» в этом плане разительно отличался от остальных кораблей отряда. За время пути крупных неисправностей обнаружено не было. К счастью, на крейсере старшим инженер-механиком был П.И.Кигель, имевший огромный опыт по обслуживанию водотрубных котлов Бельвиля. При его профессиональном обслуживании котлы и машины «Богатыря» не знали отказов и повреждений. В Алжире к отряду присоединились два миноносца («Бурный» и «Бойкий»), в Пирее – еще пять миноносцев. На бумаге это могло бы выглядеть существенным усилением отряда (и в дальнейшем – эскадры), однако миноносцы оказалась не готовы для океанского перехода. Так, после присоединения к эскадре миноносцев «Бойкий» и «Бурный» их тут же поручили «Богатырю». Дальнейшее плавание эти три корабля осуществляли отдельно, а на отдельных этапах крейсер «Богатырь», как настоящий богатырь, вынужден был тащить на буксире еще и два миноносца (особенно «Бойкий»).
Когда, наконец, дошли до Коломбо, то немедленно начали устранять неполадки. Три недели на миноносцах кипели ремонтные работы, но этого оказалось недостаточно. Несмотря на старания экипажей, «Бойкий» исправить полностью не удалось, пришлось опять брать его на буксир.
Главный морской штаб во главе с З.П.Рожественским, глядя на творящееся безобразие, гневно требовал объяснений о невыполнении учебных программ подготовки и причинах буксировки, на что получил исключительно исчерпывающий ответ: «Свищ и течь фланцами главной питательной трубы, лопнула котельная трубка, упустили воду, кочегары неопытны». Так, несмотря на недовольство верховного командования, «Богатырь» и дальше тащил на буксире «Бойкий», к счастью, второй миноносец – «Бурный» следовал своим ходом. В таком порядке, посетив Сингапур и Гонконг, корабли отряда прибыли в Порт-Артур в «полной исправности по всем частям».
Летом 1903 года «Богатырь» вместе с «Громобоем», «Россией» и «Аскольдом» совершил поход вдоль берегов Японии и поучаствовал в маневрах русской эскадры в Желтом море.
Оценив по достоинству вновь прибывший крейсер, командование порт-артурской эскадры включило «Богатырь» в состав отделяющегося от эскадры Тихого океана Владивостокского отряда крейсеров.
По оперативному плану, в случае начала боевых действий отряд крейсеров имел задачу выдвинуться на морские пути противника, обстреливать портовые сооружения, перехватывать транспортные корабли, вызвать панику «в рядах противника». Считалось, что такие действия крейсеров вынудят японское командование выделять значительные силы для защиты береговой линии.
И в ночь на 24 сентября (7 октября) 1903 года вместе с крейсерами вновь сформированного отряда («Громобой», «Россия» и «Рюрик») крейсер «Богатырь» навсегда покинул Порт-Артур. Ввиду напряженных отношений с Японией 950-мильный путь во Владивосток корабли отряда прошли в полной боевой готовности со скоростью 16 узлов. Прибыв во Владивосток, соединение из четырех кораблей под командованием Э.А.Штакельберга, в которые входил «Богатырь», прошло интенсивный курс боевой подготовки, маневров и стрельб. Уровень этой подготовки ни чем не уступал общепринятым стандартам того времени.
Обстановка на Дальнем Востоке накалялась с каждым днем, война ожидалась в ближайшее время, поэтому еще 17 января на крейсере был получен приказ контр-адмирала Штакельберга о начале кампании, а 19 января – приказ о перекраске корабля при первой теплой погоде в боевой цвет. Однако перекрасить корабль удалось только 26 января (8 февраля) как раз накануне русско-японской войны, которая началась, как всегда, внезапно – 27 января (9 февраля) 1904 года. На кораблях, находящихся во Владивостоке, объявили сбор и подготовку к выходу в море. К полудню 27 января, когда ледоколы разломали лед, крейсера «Громобой», «Россия», «Рюрик» и «Богатырь» вышли в море. Провожать корабли в секретную миссию вышло все население Владивостока, офицеры отдавали честь, а с крепости произвели установленный салют.
Выход на секретную операцию под гром салюта и на виду всего населения города? Круто!
Крейсера шли 10-узловым ходом, при этом экипажи продолжали мероприятия для подготовки к бою: убирали деревянные вещи, крепили шлюпки, снаряжали ручную подачу снарядов. В течение следующего дня были проверены на полный ход скорости крейсеров. Оказалось, что «Россия» дает 18,5, «Громобой» – 19, «Богатырь» – 19, «Рюрик» показал 17 узлов, но уверенно мог держать только 15.
29 января появились на горизонте японские берега острова Хонсю, и уже в 10.00 был обнаружен первый приз – каботажный пароход «Наканоура-Мару» (1 084 т). Пароход был остановлен холостым выстрелом. Ввиду ухудшения погоды, призовую команду отправлять не стали, сняли экипаж, а затем артиллерией с «России» и «Громобоя» потопили "задержанного" (расход – 15 снарядов). Пока разбирались с первым пароходом, мимо прошмыгнул еще один каботажник, с крейсеров открыли огонь, но безрезультатно. Неопознанному кораблю (возможно, «Зеншо-Мару») повезло – ввиду ухудшения погоды преследовать его не стали.
Дальнейшее плавание проходило в условиях жесточайшего шторма. Океанские крейсера вынуждены были уменьшить ход и держаться против волны. Вода перекатывалась через палубу и заливала каналы орудий, в которых начал образовываться слой льда. В большинстве орудий лед заполнил весь канал. Снаряды, ранее досланные при заряжании орудий до нарезов, извлечь было невозможно, лед, образовавшийся внутри каналов, не позволял разрядить орудия выстрелом. На следующий день шторм продолжался, и, так и не дойдя до Корейских берегов, отряд повернул на Владивосток. Командующий отрядом Рейценштейн свое решение объяснял так: «… Качка, холод, напряженное внимание сильно утомили внимание. 1 февраля, по свежести погоды, поход к корейскому берегу и его обход стал невозможен, а расход угля не позволил идти на серьезное дело, …».
Возвратившись из первого похода 14 февраля (по новому стилю), крейсер десять дней простоял в порту Владивостока, устраняя причиненные штормом повреждения и очищая от намерзшего льда орудия. Тут же, во время стоянки, выяснилась «слабость» Владивостокского порта в отношении снабжения топливом.
Кто читал роман В.С.Пикуля "Крейсера" надеюсь вспомнят следующие строки: "... Волна, заливая крейсера, заполнила стволы их орудий, отчего внутри каналов образовались мощные ледяные пробки. Комендоры теперь не могли вытащить обратно снаряды, не могли и выстрелить их в небо, чтобы разрядить пушки: – Выстрели, как же… Не только от нас полетят клочья мяса, так и все пушки на сто кусков разнесет!
Шлангами с раскаленным паром обогрели стволы, лишь тогда из них выпали на палубу прозрачные ледяные бревна со следами пушечных нарезов. Потом задумались: случись встреча с кораблями Того или Камимуры, и ни одна из пушек бригады не смогла бы на огонь противника ответить своим огнем.
– А кто виноват? Я, что ли? – рассуждали повсюду, явно удрученные этой дурацкой историей. – ... В море-то зимой не выпускали, на угле экономили. Конечно, отколь же нам иметь опыт плавания в сильные морозы?.."
Такое не забывается.
Во второе крейсерство отряд в том же составе вышел только 24 февраля. Цель оставалась прежней, но более сформулированная – корейские порты (Гензан) и бухты, расположенные в Корейском заливе и к северу от него, а также подходы к ним. Но поход оказался безрезультатным как в плане перехвата пароходов, так и в плане разведки. Было обследовано около 300 миль побережья, но ввиду того, что отряд кораблей держался вместе, фактически более 90 % побережья оставалось без наблюдения.
Вот только появление русских кораблей было замечено японцами, и японская Главная квартира распорядилась послать часть для демонстрации и устрашения против порта Владивосток, пользуясь тем, что корабли порт-артурской эскадры получили повреждения. План по отвлечению части японских сил, хоть не полностью, но сработал, а именно – отвлек часть сил японского флота в Японское море. Вице-адмирал Камимура получил задачу следовать к Владивостоку со 2-м боевым отрядом (крейсера «Идзумо», «Адзума», «Асама», «Якумо», «Ивате») и двумя крейсерами 3-го отряда «Кассаги» и «Иосино».
С 1 марта «Богатырь» вместе с другими русскими крейсерами находился в порту Владивостока, где устранял последствия шторма, грузил уголь, приводил в порядок артиллерию. Благодаря своевременно сделанным надульным чехлам орудия, несмотря на сильное обмерзание корабля, сохранили боеспособность.
А 22 февраля (6 марта) «японская империя нанесла ответный удар» – пять броненосных и два легких японских крейсера подошли к острову Аскольд и открыли огонь по городу. Ввиду наличия прибрежного льда японские крейсера близко к берегу не подходили, стреляли вне досягаемости береговых орудий, за все время выпустив около 200 снарядов с мизерным результатом. Обстрел Владивостока не имел никаких решающих результатов. Стрельба велась по невидимой цели, практически «вслепую», а ввиду дальности стоянка кораблей была вне досягаемости.
«Богатырь» вышел в море вместе с другими крейсерами отряда, но с большим опозданием, примерно через час после окончания бомбардировки города – корабли Камимуры уже уходили в открытое море. Причем русские корабли, оставив тихоходный «Рюрик» позади, втроем пытались догнать японцев, но противник не стал вступать в бой.
Первые дни войны показали, что впереди предстоят тяжелые испытания...
Продолжение следует...
Источники: Гармашев, А.А.Чертежи кораблей российского флота. Крейсер 1 ранга «Богатырь» /А.А.Гармашев. – СПб.: Частный военно-исторический
архив.- 2003.- 30 с.; Заблоцкий, В.П. Вся богатырская рать (Бронепалубные крейсера типа «Богатырь»). Часть 1/ В.П.Заблоцкий//Морская коллекция, № 3 (доп) – 2010. – 32 с.; Заблоцкий, В.П. Вся богатырская рать (Бронепалубные крейсера типа «Богатырь»).Часть 2/В.П.Заблоцкий//Морская коллекция, № 1 (доп) – 2011. – 32 с.; История отечественного судостроения. В пяти томах. Т.2. Паровое и металлическое судостроение во второй половине ХIХ в./ Р.М.Мельников. Сост. Б.Н.Малахов. – СПб.:
Судостроение, 1996. – 544 с.; Катаев, В.И. Крейсер «Варяг» /В.И. Катаев //
Морская коллекция, № 3 (51).- 2003.- 32 с.; Крестьянинов, В.Я. Крейсер «Аскольд» /В.Я. Крестьянинов, С.В.Молодцов // Морская коллекция, № 1 (7).- 1996.- 32 с.; Крестьянинов, В.Я. Крейсера российского императорского флота. 1856-1917 годы. Часть 1 /В.Я. Крестьянинов. – СПб.: Галея-Принт,
2009.- 212 с.; Лапшин, Р.В. Крейсер «Коминтерн» /Р.В.Лапшин, М.Э.Морозов // Морская кампания.- № 4(41).- 2011.- С.24-43.; Лисицын, Ф.В. Крейсера Первой мировой: уникальная энциклопедия /Ф.Лисицын. - М.: Яуза: ЭКСМО, 2015.- 448 с.; Мельников, Р.М. Крейсер «Богатырь». Серия
«Корабли отечества № 7, 1995 / Р.М.Мельников. – СПб.: Гангут, 1995. – 32 с.;
Мельников, Р.М. Крейсер «Богатырь». Серия «Стапель № 6, 2009 / Р.М.Мельников. – СПб.: ЛеКо, 2009. – 72 с.; Мельников, Р.М. Крейсер «Очаков». Серия «Замечательные корабли/ Р.М.Мельников. –
Ленинград: Судостроение, 1986. – 256 с.; Хромов, В.В. Крейсер «Олег» /В.В.Хромов //Морская коллекция, № 1 (82) – 2006. – 32 с.; Шуберт, Б.К. На крейсерах «Смоленск» и «Олег» /Б.К. Шуберт. – СПб.:Гангут, 2009. –
248 с.