Поводом для написания данной статьи стала информация об открытии памятника Константину Дмитриевичу Ушинскому в Москве. Это более чем отрадное событие, так как переоценить вклад педагога, публициста, писателя в русскую педагогику просто невозможно.
Книга К. Ушинского «Родное слово», первое издание которой состоялось в 1864 году, была не просто первым учебным пособием для массового чтения. Это был прорыв в образовании. Кто из вас держал «Родное слово» в руках, тот наверняка знает, что по ней дети учились не только чтению и письму, но и первым основам геометрии, ботаники, географии.
Автор знакомил маленьких читателей с тем, как устроен окружающий мир, какие, к примеру, есть в России территории, как и чем отличаются города Российской империи, люди каких сословий населяют её.
Сейчас интерес к этому изданию снова возрос, по ней работают школы, обучающие по программе РКШ (Русская классическая школа). Но и в обычном школьном учебнике можно встретить эти замечательные тексты. Нам тем более интересно, потому что это всё – уже история, и сейчас не только дети, но и некоторые взрослые не знают, что собой представляла Россия до 1917 года.
Итак, знакомьтесь: губернские и уездные города России в представлении Ушинского с подобранными к ним иллюстрациями Кустодиева, Добужинского. (Текст взят из современного учебника "Литературное чтение", 4 класс; курсивом - текст Ушинского, обычным шрифтом -мои комментарии)
«Город, где наши путешественники должны были выйти и пересесть в дорожный тарантас, был губернский (губернским назывался город, в котором находился губернатор со штатом своих помощников и чиновников, главный город губерни – административно-территориальной единицы в дореволюционной России)
По сравнению со столицей (на тот момент это Санкт - Петербург) он показался Володе и Лизе очень небольшим и бедным. Хотя по улицам его была каменная мостовая и часто попадались большие каменные дома.
Из них более выделялись губернаторский дом (дом, в котором жил губернатор -глава губернии),
новые присутственные места (государственное учреждение в дореволюционной России, а также помещения, ими занимаемое),
высокий прекрасный собор, несколько старинных церквей
и два больших здания мужской и женской гимназии (как вы помните, девочки и мальчики обучались раздельно)
Гостиный двор посреди огромной, пустой площади показался … мал, беден и грязен.
Тут были и хорошие на вид магазины (но совсем не такие, как на Невском проспекте)
При выезде из города дети заметили…несколько больших фабрик с высокими закоптелыми трубами.
Наши путешественники проехали также один уездный город.
Уездный город был меньше и беднее губернского: три или четыре мощёные улицы, обставленные низенькими деревянными домами...
Длинные, иногда полуразвалившиеся заборы, огороды и сады посреди города...
Коровы и свиньи, бродящие по улицам…
Были тут, впрочем, и каменные дома, несколько церквей, собор, небольшое здание городского училища и площадь, на которой помещались присутственные мест, выкрашенные когда-то жёлтою охрой.
Всё это, а также вывески магазинов и попадавшиеся …экипажи, доказывало, что это не деревня, а город»
Впервые, серьёзно читая русскую классику, ученики встречаются с уездными городами в произведениях Н. В. Гоголя. Но визуальных представлений нет вообще никаких. Так что такая работа в более младших классах может быть полезной.
А нам, взрослым, тоже неплохо бы вспомнить хорошо забытое старое, в частности, "Родное слово" К.Д.Ушинского. Вот уж кого можно назвать "Отечества достойный сын". Согласны?