Огромный Дворец спорта вместимостью до 14 тыс. человек был открыт в Берлине в 1910 г. На тот момент это было здание с самым большим искусственным катком в мире. На открытие пригласили даже Рихарда Штрауса, который дирижировал 9-й симфонией Бетховена. Теперь сюда приходили смотреть на хоккей, фигурное катание, бокс, гонки наездников и велосипедистов. Иногда здание переоборудовали под кинотеатр – тоже самый большой в мире на тот момент.
Но содержание столь огромной недвижимости стоило настолько дорого, что в коммерческом отношении Дворец спорта шёл от одного банкротства к другому, постоянно меняя владельцев. В «золотые двадцатые» очередной владелец Дворца – еврейский финансист Якоб Шапиро, расширил диапазон мероприятий вплоть до пивных праздников и политических митингов. В последнем случае предприимчивый Шапиро был рад всем: католикам-центристам, социал-демократам, либералам, консерваторам, коммунистам и даже нацистам.
После февраля 1933 г. во Дворце спорта могли выступать спикеры только от одной партии. Бывший владелец Шапиро в 1934 г. потерял актив из-за долгов перед швейцарскими банками и эмигрировал из Германии в 1938 г.
18 февраля 1943 г. министр пропаганды «Третьего Рейха» и гауляйтер Берлина Йозеф Геббельс произнёс здесь, пожалуй, свою главную речь, благодаря которой Берлинский дворец спорта вошёл в историю.
Меньше чем через год – 30 января 1944 г., в 11-ю годовщину назначения Гитлера канцлером, Дворец спорта был разбомблен союзной авиацией. Впрочем, разнесли его не до конца, и в зимний сезон 1944/45 гг. здесь, например, под открытым небом ещё катались фигуристы.
В течение нескольких лет после капитуляции (https://t.me/stahlhelm/2680) немцам по очевидным причинам было не до Дворца спорта, пока в 1951 г. его не выкупил очередной банкир (сооружение оказалось в Западном секторе Берлина). В течение следующих двадцати лет отреставрированное здание служило концертным залом, где выступали мировые знаменитости от джазменов до рокеров.
Но от судьбы не уйдёшь, и к началу 1970-х гг. Дворец спорта снова оказался на грани банкротства. В итоге в 1973 г. многострадальный Дворец был снесён, а на его месте в рамках программы по строительству социального жилья поставили многоэтажную панельку, которую иронично назвали «Социальным дворцом» (сейчас дом называется «Палласеум» по названию улицы).
От Дворца спорта остались только мемориальная табличка и четырёхэтажная бункерная коробка, которую пристроили к нему в годы войны.
Подписывайтесь на Стальной шлем