Маркетинговая стратегия нужна любой компании: от стартапа до корпорации.
Представляет собой не сложный документ, который не понятен в применение, а прикладной пошаговый инструмент. Стратегия позволяет оценить текущее положение бизнеса, цель на 1-3 года и путь между ними.
В каждом проекте, независимо от услуги мы разрабатываем стратегию, для построения стратегии используем модель SOSTAC.
S — это situation analysis, анализ ситуации;
O — это objectives, цели и задачи;
S — это, strategy, стратегия, разработка продукта и бренда;
T — это Tools and Tactics, инструменты и тактика;
A — это actions, управление процессом;
C — это Control, контроль и корректировка.
Digital-стратегия по SOSTAC позволяет создать четкий и логичный план для развития бизнеса.
Анализ ситуации:
В начале работы над маркетинговой стратегией мы собираем всю доступную информацию о финансовых и количественных показателях компании.
Обычно клиенты самостоятельно фиксируют точки контакта — обращения, покупки, возвраты, и так далее. Все это хранится у кого-то в отдельной тетрадке или Excel-таблице, CRM-системе. Эти данные мы запрашиваем у клиента, затем обрабатываем и структурируем. На выходе получаем сводные таблицы и графики, с которыми уже можно работать.
Для анализа собранных данных используются исследования, матрицы QFD, RFM-анализа, модели 5P, анализ конкурентов, DDM и CJM-карты. Работы много — один только анализ занимает две-три недели.
Почему работа над стратегией начинается с анализа ситуации, а не с целей и задач? Потому что без корректных данных о том, как обстоят дела в компании сегодня, невозможно планировать и ставить бизнес-задачи на завтра.
Цели:
Второй этап — это цели и задачи.
После того, как все основные данные собраны и проанализированы, мы определяем точки роста — направления в работе компании, которые дадут максимальный эффект если их качественно и всестороннее проработать.
На этом уровне вы определяете конечную цель. Как правило для бизнеса это получение прибыли, продвижение нового продукта, развитие бренда и. д. Цели могут быть самыми разными.
Как определить точки роста?
Для этого мы используем ССП (Сбалансированную Систему Показателей) — международный стандарт по корпоративной декомпозиции целей. ССП определяет набор ключевых проектов, которые необходимо реализовать для максимизации прибыли компании. Так же на ее основе формируются KPI, которые покажут, что мы двигаемся в верном направлении.
Стратегия:
Ошибочно полагать, что маркетинговая стратегия берется из головы сотрудников агентства, собранная по кусочкам их опыта работы над другими проектами. Нет, основываясь на анализе данных конкретного клиента, выявив точки роста для его компании и определив задачи и перспективы его бизнеса, мы разрабатываем маркетинговую стратегию персонально.
Результатом этапа стратегии в методологии SOSTAC будет презентация с описанием работы над брендом и продуктом, в которой соберем предложения по дизайну упаковки, брендбук и обоснование ключевого слогана и ключевого сообщения.
С помощью QFD-анализа находим важные компоненты компании как на коммуникационном уровне (рекламные сообщения, контакты покупателя с персоналом и т.д.) и на техническом (инновационность, удобство).
Модель RDB — таблицу характеристик, по которой мы раскладываем любой бизнес чтобы выяснить, как сделать его узнаваемым и любимым для ЦА.
Определяем инструменты и методы:
Четвертый этап Tools and Tactics, инструменты и тактика.
Тут мы детально расписываем все инструменты, которые клиент может и должен использовать в рамках маркетинговой стратегии.
Если это контекстная реклама, то как ее создать и правильно настроить, если промо или медийка, то как оформить и запустить.
В итоге клиент получает подробный гайд по работе со всеми инструментами интернет-маркетинга, которые ему могут понадобиться в работе или реализуются нами.
Распределение инструментов не случайно и подчиняется вполне конкретной логике обратной воронки продаж.
Инструментов может быть много, они могут оказывать разное влияния и иметь разную стоимость. В начале пути мы можем не знать какие инструменты лучше всего подойдут для нашей стратегии.
Рассчитываем показатели эффективности и строим планы:
Пятый и шестой этапы это actions, управление процессом и control, контроль и корректировка.
На этих этапах мы составляем план на год с расчетом KPI, причем не только актуальных, но и опережающих показателей.
Наконец, мы создаем дашборд, который визуализирует все имеющиеся в компании данные, который позволяет управленцам видеть необходимые показатели финансовой эффективноси компании и внедрять управленческие решения на основе реальных цифр.
После чего стартует внедрение стратегии и инструментов, где мы осуществляем аудиторский надзор или выполняется нами самостоятельно — следим, чтобы все инструкции выполнялись согласно регламенту.
Если вы хотите отказаться от хаотичного продвижения и иметь возможность масштабировать свой бизнес грамотно — напишите нам в телеграм.
Наш канал со статьями, кейсами и интервью - @Datalaws
Следить за новыми статьями, кейсами, интервью со специалистами, новостями в digital можно в нашем телеграм канале — Datalaws.