Картина Георгия Рублева, на которой изображен Сталин с газетой в руках, сидящий в большом плетеном кресле, была найдена родственниками художника после его смерти среди других его работ, которые нигде не выставлялись. Сейчас эта картина экспонируется в Третьяковской галерее.
Рублев был известен как художник-монументалист, делавший бравурные изображения, прославляющие Советскую власть и ее достижения. С конца 20-х годов прошлого века он оформлял различные павильоны на выставках народного хозяйства, это его рука оформила стиль грандиозных физкультурных парадов 30-х годов, он же был автором панно «СССР — страна социализма» в Клубе имени Дзержинского МВД СССР и т.д.
Подписывайтесь на интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий, а также Личное мнение о людях и событиях
То есть, имя Рублева стояло в первых рядах самых верноподданных художников сталинского времени. Плакатный стиль, четко выраженная идеология, прославление советского строя — вот характеристика его творчества в качестве художника-монументалиста. Рублев будто пытался оправдаться за свою молодость, прошедшую в 20-е годы и характеризовавшуюся тяготением к авангарду. Он учился во ВХУТЕМАСе, его преподавателями были мастера, когда-то блиставшие в объединении "Бубновый валет". Не удивительно, что Рублев воспринял их манеру. Кроме того, на него большое влияние оказали работы Анри Матисса, Амедео Модильяни, Нико Пиросманишвили.
Работы Рублева показывают его интерес к примитивизму.
Несомненно, Рублев искренне любил советскую власть и лично товарища Сталина. Приступая в 1930 году к картине о вожде, он, вероятно, хотел выразить свою любовь к нему. Но проявился тот феномен, который часто происходит в искусстве, когда произведение талантливо. Картина зажила своей жизнью и обнаружила в себе совершенно иные смыслы. Понятно, почему художник никому не показывал свою работу. Он испугался той правды, которая исходила из его картины. Сталин на ней показан на ярком оранжевом фоне, кресло будто висит в оранжевом тумане, который клубится и будто загустел в виде рыжей собаки, вьющейся под ногами.
Никакого пиетета к Сталину не чувствуется в этой картине. Она выглядит иронично и страшно. В том же 1930 году Рублев написал картину "Участник художественной самодеятельности". Румяный человек в форме самозабвенно играет на гармошке. Нога на ногу. Обе картины перекликаются между собой.
Читайте еще на моем канале:
Будете в Пскове, сходите в Палаты Постниковых, почувствуйте себя в гостях у купца XVII века