Стиви Уандер - любимая американская икона и бесспорный гений не только R&B, но и популярной музыки в целом. Слепой практически с рождения, Уандер, благодаря своему обостренному восприятию звука, создавал яркую, красочную музыку, наполненную жизнью и амбициями. Почти все, что он записывал, несло печать его солнечного, радостного позитива; даже когда он затрагивал серьезные расовые, социальные и духовные проблемы (что он делал довольно часто в период своего расцвета) или пел о разбитом сердце и романтической неопределенности, всегда возникало скрытое чувство оптимизма и надежды. Как и его вдохновитель Рэй Чарльз, Уандер был жаден до самых разных видов музыки и отказывался ограничивать себя каким-либо одним звуком или стилем. Его лучшие записи представляли собой богатое эклектическое варево из соула, фанка, рок-н-ролла, изысканной поп-музыки в стиле Бродвея джаза, регги и африканских элементов - и это были не просто стилистические упражнения, Уандер брал их все и создавал свою собственную форму выражения. Его диапазон помог объяснить его широкую привлекательность, но также и его уникальный, эластичный голос, его несравненное мелодическое мастерство, его дар к сложным аранжировкам и его вкус к прекрасным, часто сентиментальным балладам. Кроме того, новаторское использование Уандером синтезаторов в 70-е годы изменило облик R&B, он использовал калейдоскоп контрастных текстур и голосов, что сделало его фактически оркестром одного человека, при этом вызывая удивительно органичное тепло. Наряду с Марвином Гэйем и Айзеком Хэйсом, Уандер привел R&B в эпоху альбомов, создавая свои пластинки как цельные, последовательные заявления с композициями, которым часто требовалось время, чтобы донести свою мысль. Все это сделало Уандера, возможно, величайшим индивидуальным автором R&B, соперничающим только с Гэйем или, в более поздние времена, с Принсом. Изначально Уандер был ребенком-вундеркиндом, который начинал в общем духе Motown, но в 70-х годах он взял под контроль свое видение, выпустив серию невероятных альбомов, которые были столь же популярны, сколь и признаны; большая часть его репутации покоится на этих работах, среди которых наиболее известны Talking Book, Innervisions и Songs in the Key of Life. Уандер оставался активным, несмотря на то, что времена и тенденции приходили и уходили, выпуская альбомы реже в течение 80-х, 90-х и 2000-х годов, а в 2020 году запустил собственный лейбл для выпуска нового материала.
Уандер родился 13 мая 1950 года в городе Сагинау, штат Мичиган, в семье Стивланда Хардауэя Джадкинса (его имя позже было изменено на Стивланд Моррис, когда его мать вышла замуж). Недоношенный ребенок, он находился на кислородном лечении в инкубаторе, вероятно, избыток кислорода усугубил состояние зрения, известное как ретинопатия недоношенных, что привело к его слепоте. В 1954 году его семья переехала в Детройт, где уже музыкально одаренный Уандер начал петь в церковном хоре, оттуда он превратился в настоящего вундеркинда, освоив фортепиано, барабаны и губную гармошку к девяти годам. В 1961 году, выступая перед друзьями, он был обнаружен Ронни Уайтом из группы Miracles, который помог ему устроить прослушивание у Берри Горди в компании Motown. Горди сразу же подписал контракт с юношей и объединил его с продюсером/автором песен Кларенсом Полом под новым именем Little Stevie Wonder. Уандер выпустил свои первые два альбома в 1962 году: A Tribute to Uncle Ray, в котором были представлены кавер-версии песен кумира Уандера - Рэя Чарльза, и The Jazz Soul of Little Stevie, оркестровый джазовый альбом, подчеркивающий его инструментальные навыки игры на фортепиано, губной гармонике и различных ударных инструментах. Ни один из них не продавался очень хорошо, но все изменилось в 1963 году с выходом концертного альбома The 12 Year Old Genius, в который вошла новая, расширенная версия инструментальной композиции "Fingertips" для губной гармошки. Отредактированная для выпуска в качестве сингла, "Fingertips, Pt. 2" взлетела на вершину поп и R&B-чартов благодаря неотразимой, юношеской энергичности Уандера, тем временем "The 12 Year Old Genius" стал первым LP Motown, попавшим в чарты.
В течение следующего года Уандер включил в чарты еще несколько синглов, но ни один из них не достиг уровня "Fingertips, Pt. 2". Поскольку его голос изменился, его карьера звукозаписи была временно приостановлена, а он тем временем изучал классическое фортепиано в Мичиганской школе для слепых. В 1964 году он отказался от части своего сценического псевдонима "Литтл" и вновь появился на свет в следующем году с заразительной, типично для Motown танцевальной мелодией "Uptight (Everything's Alright)", ставшей первым номером в рейтинге R&B и пятеркой поп-хитов. Он не только стал соавтором своего первого оригинального хита, но и представил себя в глазах публики как более зрелого вокалиста, что обеспечило успех последующей песни "Nothing's Too Good for My Baby". Первые признаки социальной активности Уандера появились в 1966 году в его хите на песню Боба Дилана "Blowin' in the Wind" и ее продолжении "A Place in the Sun", но поскольку компания Motown все еще имела решающее слово в выборе материала Уандером, это новое направление еще не стало главной гранью его творчества.
Однако к этому времени Уандер начал больше заниматься своей карьерой. Он стал соавтором нескольких своих следующих хитов, все из которых попали в десятку лучших песен R&B - "Hey Love", "I Was Made to Love Her" (первый номер R&B, который в 1967 году занял второе место в поп-музыке) и "For Once in My Life" (еще один успех, который достиг второго места в поп-музыке и R&B). Альбом Уандера 1968 года For Once in My Life стал сигналом его растущих амбиций; он стал соавтором примерно половины материала и впервые выступил сопродюсером нескольких треков. Альбом также содержал еще три сингла: "Shoo-Be-Doo-Be-Doo-Da-Day", "You Met Your Match" и "I Don't Know Why", ставшие хит-парадами R&B. В 1969 году Уандер снова добился успеха в поп- и R&B-хите "My Cherie Amour" (который он на самом деле записал за три года до этого) и в десятке лучших "Yester-Me, Yester-You, Yesterday". В 1970 году Уандер получил свой первый в истории кредит сопродюсера за альбом "Signed, Sealed & Delivered"; он стал соавтором заглавной композиции, занявшей первое место в чартах R&B, вместе с певицей Сиритой Райт, на которой он женился в том же году, а также записал хиты "Heaven Help Us All" и переложение песни "We Can Work It Out" группы Beatles. Кроме того, два других артиста Motown добились большого успеха благодаря соавторству Уандера: "It's a Shame" группы Spinners и единственная поп-композиция группы Miracles "Tears of a Clown".
1971 год стал поворотным моментом в карьере Уандера. В день его 21-летия истек срок его контракта с Motown, и отчисления, отложенные в трастовый фонд, стали доступны ему. За месяц до своего дня рождения Уандер выпустил Where I'm Coming From, свой первый полностью самостоятельно спродюсированный альбом, который также стал первым случаем, когда он написал или стал соавтором каждой песни на LP (обычно в тандеме с Райтом), и впервые его работа на клавишных и синтезаторе доминировала в аранжировках. По сообщениям, Горди не понравился этот альбом, и он не имел большого коммерческого успеха, выпустив только хит первой десятки "If You Really Love Me" (плюс классический би-сайд "Never Dreamed You'd Leave in Summer"). Тем не менее, это была амбициозная попытка сделать единое художественное заявление в виде альбома, и это послужило сигналом, что Уандер больше не намерен выпускать альбомы, состоящие из хитовых синглов и различного наполнителя. Соответственно, Уандер не стал сразу же продлевать контракт с Motown, как ожидал лейбл; вместо этого он использовал средства из своего трастового фонда, чтобы построить собственную студию звукозаписи и поступить на курсы теории музыки в Калифорнийский университет. Он заключил новое соглашение с Motown, которое значительно увеличило ставку роялти, и основал собственную издательскую компанию Black Bull Music, которая позволила ему сохранить права на свою музыку; самое главное, он получил полный художественный контроль над своими записями, как это только что сделал Гей с эпохальным альбомом What's Going On.
Освободившись от диктата фабрики хитов Motown, Уандер уже начал следовать более личной и идиосинкразической музы. Одним из его козырей на переговорах был полный альбом, завершенный в его новой студии; Уандер продюсировал, играл почти на всех инструментах и написал весь материал (Райт участвовал в создании нескольких треков). Альбом Music of My Mind, выпущенный в рамках нового соглашения с Уандером в начале 1972 года, возвестил о его появлении как крупного, самостоятельного таланта с оригинальным видением, раздвигающим границы R&B. На альбоме был выпущен хитовый сингл в виде остромодной баллады "Superwoman (Where Were You When I Need Needed You)", но, как и современные работы Хейса и Гэйя, Music of My Mind работал как плавно текущая песенная сюита сама по себе. Примерно в то же время, когда альбом был выпущен, брак Уандер и Райта распался; однако они остались друзьями, и Уандер спродюсировала и написала несколько песен для своего дебютного альбома. В том же году Уандер отправился в турне с Rolling Stones, представив свою музыку более широкой белой аудитории.
Для последующего альбома "Music of My Mind" Уандер усовершенствовал свой подход, ужесточив песенное мастерство и обратившись к своему роману с Райт. Результат, Talking Book, был выпущен в конце 1972 года и сделал его суперзвездой. Песня за песней, один из самых сильных альбомов R&B за всю историю, Talking Book также усовершенствовал изысканные, футуристические эксперименты Уандера с электроникой и был назван великолепно реализованным шедевром. Уандер возглавил чарты с дерзкой, драйвовой классикой фанка "Superstition" и мягкой, джазовой балладой "You Are the Sunshine of My Life", которая стала поп-стандартом; эти две песни завоевали три "Грэмми". Удивительно, но в следующем альбоме, Innervisions 1973 года, концептуальный альбом о состоянии современного общества, который стоит в одном ряду с What's Going On Гэя, как вершина социально сознательного R&B, Уандер только усилил свой потенциал. Хроника гетто "Living for the City" и напряженное духовное самоанализ "Higher Ground" заняли первое место в чартах R&B и в поп-десятке, а Innervisions получил "Грэмми" за альбом года. Уандеру повезло, что он остался жив и смог насладиться этим успехом; когда его везли на концерт в Северную Каролину, на машину Уандера упал большой кусок дерева. Он получил серьезные травмы головы и впал в кому, но, к счастью, полностью восстановился.
Следующая пластинка Уандера, 1974 года "Fulfillingness' First Finale", была чуть более замкнутой и менее доступной, чем ее непосредственные предшественники, и, что неудивительно, пропитана чувством смертности. Хитом, однако, стали зажигательная "Boogie On, Reggae Woman" (R&B номер один и поп-хит Топ-5) и ядовитая критика Ричарда Никсона "You Haven't Done Nothin'" (номер один с обеих сторон). Этот альбом принес ему вторую подряд премию "Грэмми" в номинации "Альбом года". К тому времени он уже принимал активное участие в качестве продюсера и автора второго альбома Syreeta, Stevie Wonder Presents Syreeta. После этого Уандер удалился в свою студию и в течение двух лет работал над масштабным проектом, который должен был стать его опусом. Вышедший в 1976 году альбом "Songs in the Key of Life" представлял собой обширный комплект из двух пластинок плюс один EP, в котором Уандер предстал в своем самом амбициозном и экспансивном виде. Некоторые критики назвали его блестящим, но склонным к излишествам и снисходительности, в то время как другие назвали его величайшим шедевром и кульминацией его карьеры; в конечном итоге, вероятно, правы были и те, и другие. Песня "Sir Duke", бодрая дань уважения музыке в целом и Дюку Эллингтону в частности, и фанковая "I Wish" стали хитами номер один в поп-музыке и R&B. Хит "Isn't She Lovely", посвящённый дочери Уандера, стал чем-то вроде стандарта. Неудивительно, что "Songs in the Key of Life" получил "Грэмми" за альбом года; однако, оглядываясь назад, можно сказать, что он ознаменовал конец замечательного творческого взрыва и расцвета творчества Уандера.
Вложив огромное количество энергии в "Songs in the Key of Life", Уандер ничего не выпускал в течение следующих трех лет. Когда он наконец-то вернулся в 1979 году, это был преимущественно инструментальный альбом Journey Through the Secret Life of Plants, якобы саундтрек к так и не вышедшему документальному фильму. Хотя в нем было несколько поп-песен, включая хит "Send One Your Love", его симфонические заигрывания смутили большинство слушателей и критиков. Тем не менее, альбом попал в десятку лучших в чарте LP только благодаря импульсу Уандера - один из самых странных релизов, которому это удалось. Чтобы опровергнуть возможные предположения о том, что он сошел с дистанции, в 1980 году Уандер выпустил прямолинейный поп-альбом Hotter Than July. Песня "Master Blaster (Jammin')" со вкусом регги вернула его на вершину чартов R&B и в Топ-5 поп-музыки, а песня "Happy Birthday" стала частью в конечном итоге успешной кампании по превращению дня рождения Мартина Лютера Кинга в национальный праздник (Уандер был одним из самых активных поборников этой идеи). С художественной точки зрения, Hotter Than July был ниже его классической продукции 70-х годов, но все же это был солидный альбом; поклонники были настолько благодарны за возвращение прежнего Уандера, что сделали его первым платиновым LP.
В 1981 году Уандер приступил к работе над следующим альбомом, работа над которым сопровождалась задержками, что говорило о том, что он не сможет вернуться к прежним визионерским высотам. Тем не менее, он продолжал работать; в 1982 году его дуэт с Полом Маккартни "Ebony and Ivory", исполненный на расовой гармонии, занял первое место, и он выпустил сборник величайших хитов 1972-1982 годов под названием Original Musiquarium I. В него вошли четыре новые песни, из которых "That Girl" (первое место в R&B, пятерка лучших поп-композиций) и длинная, джазовая "Do I Do" (при участии Диззи Гиллеспи; второе место в R&B) стали значительными хитами. В 1984 году, все еще не завершив официальное продолжение "Hotter Than July", он записал саундтрек к комедии Джина Уайлдера "Женщина в красном", который не был полноценным альбомом Стиви Уандера, но содержал ряд новых песен, включая "I Just Called to Say I Love You". Обожаемая публикой (это был его самый продаваемый сингл в истории) и ненавидимая критиками (которые называли ее банальной и простодушной), песня "I Just Called to Say I Love You" стала хитом номер один и получила премию "Оскар" за лучшую песню.
Уандер наконец-то закончил официальный альбом, над которым он работал почти пять лет, и выпустил In Square Circle в 1985 году. Благодаря хиту номер один "Part Time Lover" - его последней сольной поп-вершине - и нескольким другим сильным песням, In Square Circle стал платиновым, хотя синтезаторные аранжировки Уандера теперь звучали скорее стандартно, чем новаторски. Он принял участие в благотворительных синглах номер один "We Are the World" от USA for Africa и "That's What Friends Are For" от Dionne Warwick & Friends, и быстро вернулся с новым альбомом Characters в 1987 году. Хотя коммерческое влияние Уандера в поп-чартах сошло на нет, альбом стал хитом в R&B, возглавив альбомные чарты и создав хит номер один "Skeletons". Это был его последний релиз 80-х годов, десятилетие, которое завершилось его введением в Зал славы рок-н-ролла.
Новый студийный материал Уандера появился только в 1991 году, когда он стал саундтреком к фильму Спайка Ли "Лихорадка джунглей". Его следующий полноценный альбом с новым материалом, "Conversation Peace" 1995 года, стал коммерческим разочарованием, хотя и получил две премии "Грэмми" за сингл "For Your Love". В том же году Кулио воскресил "Pastime Paradise" в своей задумчивой рэп-мелодии "Gangsta's Paradise", которая стала главным хитом года. Уандер воспользовался возросшим вниманием, записав в 1996 году хитовый дуэт с Бэбифейсом "How Come, How Long". В начале 2000-х годов компания Motown ремастировала и переиздала исключительные сольные альбомы Уандера 1972-1980 годов (за исключением "Journey Through the Secret Life of Plants"), а также выпустила "The Definitive Collection", представительный однодисковый праймер.
В 2005 году, после десятилетия, прошедшего без нового студийного альбома, Уандер выпустил A Time to Love, который был подкреплен сотрудничеством с Принсом и Полом Маккартни, а также с дочерью и вдохновительницей "Isn't She Lovely" Айшей Моррис. Его далеко идущее влияние продолжало ощущаться через сэмплы, кавер-версии и реинтерпретации, среди которых особо выделялись Robert Glasper Experiment и версия песни "Jesus Children of America" Лалы Хэтэуэй, получившая премию "Грэмми". До конца 2010-х годов Уандер продолжал появляться на альбомах других исполнителей, включая Снуп Догга, Рафаэля Саадика и Марка Ронсона. Все это время Уандер регулярно гастролировал. С ноября 2014 по 2015 год он отмечал приближающееся 40-летие альбома Songs in the Key of Life продолжительными сет-листами, в которые вошли все 21 песня классического альбома. В 2020 году Уандер основал лейбл So What the Fuss Records, дочернюю компанию Universal Music Group. Лейбл послужил платформой для первых новых синглов Уандера за более чем десятилетие и его первой сольной музыки, выпущенной не на Motown. В октябре того же года одновременно были представлены две новые песни: зажигательная и фанковая "Can't Put It in the Hands of Fate" с участием Busta Rhymes, Cordae, CHIKA и Rapsody и спокойная баллада "Where Is Our Love Song" с участием Гэри Кларка-младшего.
Благодарю за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить новые выпуски моих рубрик!