Найти тему
КИНОФАРВАТЕР

Какой год, такие и фильмы? А вот и нет! 10 лучших фильмов 2022 года.

Оглавление

Если бы 2022 год был холстом, то только черного цвета, но если выбирать какую-то технику живописи на тему "каким было кино этого года", то исключительно — дриппинг.


Долгожданный Аватар, лучший музыкальный байопик, артхаус от одного из лучших режиссёров современности, гениальная мультипликация! Всё это произошло с нами в этом году и помогало уйти на время от проблем, доверившись эскапизму, или наоборот порефлексировать над ними, потому что, очевидно, было над чем рефлексировать...

Лучшие фильмы года от редакции "Кинофарватер".

1. Вавилон.

Режиссёр: Дэмьен Шазелл. США.
Режиссёр: Дэмьен Шазелл. США.

Безусловно один из самых недооценённых шедевров этого года, который проигнорировали по целой совокупности причин, где каждая по отдельности несущественный огрех, но всё вместе даёт серьёзную трещину в критическом и кассовом аспектах.

Специфическая тема. Трёхчасовой хронометраж. Излишняя откровенность по всем фронтам. Нелицеприятная оценка Голливуда. Выход в один квартал с "Аватаром 2" (премьера Кэмерона 16 декабря, а у Шазелла 23 декабря). Отсутствие ясного авторского высказывания и хэппиенда. Всё вместе погубило фильм кассово, но это не значит, что не следует его смотреть. Это точно один из лучших фильмов ушедшего года и однозначно лучший в фильмографии Шазелла, который наконец снял то, что ему действительно хотелось. У молодого режиссёра был полный карт-бланш и он сделал фильм, никак себя не ограничивая.

Полностью авторское кино и, одновременно с этим, массовый фильм, которому наплевать на зрителя.

2. Бардо, (или Лживая хроника пригоршни истин).

Режиссёр: Алехандро Гонсалес Иньярриту. Мексика.
Режиссёр: Алехандро Гонсалес Иньярриту. Мексика.

"Претенциозный", "самовлюблённый", "глупый", "нарциссичный"... Так о нём говорят и так есть на самом деле. Другой разговор, готов ли зритель окунуться в рефлексию режиссёра, чей фильм сплошной оммаж Федерико Феллини в мексиканском стиле. Готов ли он выступить в роли психотерапевта, чтобы выслушать собеседника и не выдавать по итогу оценочного диагноза в виде тех слов, что написаны под афишей этого фильма.

"Бардо" возвращает нас к тому виду искусства, которое не нуждается в оценочном суждении. Максимум какой может выдать психотерапевт, так это:"Я не компетентен в этом и мне это не близко", — или же наоборот сказать, — "Да, я тебя понимаю". Вот они две фазы, на которые делится искусство: "моё" и "не моё", а не "плохо", "хорошо", "бездарно" или "гениально".

Так вот фильм Иньярриту, одного из главных режиссёров современности, для многих будет таким же личным фильмом, каким он является для самого режиссёра. "" от Алехандро Гонсалеса Иньярриту, такой какой он есть.

3. Треугольник Печали.

Режиссёр: Рубен Эстлунд. Швеция, Германия, Франция.
Режиссёр: Рубен Эстлунд. Швеция, Германия, Франция.

Рубен Эстлунд продолжает издеваться над богачами и с каждым фильмом делает это только лучше, изощрённей и смешней.

Фильм не менее откровенен, чем "Вавилон" и даже превосходит его по части различной физиологии... Но это не мешало ему взять Золотую Пальмовую Ветвь. Шикарный каст и просто уморительная сатира, где каждая сцена доходит до своего апогея и испражняясь черным юмором. И при этом каждую главу можно смотреть отдельно вне контекста и ни одна не потеряет в своей художественной ценности ровным счётом ничего, но все они вместе образуют тот самый "треугольник печали".

4. Элвис.

Режиссёр: Баз Лурман. США, Австралия.
Режиссёр: Баз Лурман. США, Австралия.

Но не все богатые люди источник для смеха.

Лучший музыкальный байопик, о котором написана отдельная статья. Фильм-воплощение американской мечты. делающий то, что требуется от музыкального байопика — он объясняет феномен артиста, о котором снят фильм. Казалось бы, это то, что должен делать каждый фильм этого жанра, но далеко не каждый с этим справляется, тогда как "Элвис" делает это лучше всех, не без помощи выдающегося прорыва года — Остина Батлера, уже успевшего взять Золотой Глобус, BAFTA и абсолютно точно он отхватит и Оскар.

«В фильме „Элвис“ стандартная формула рок-байопика становится совершенно новой, а ослепительная энергия и стиль База Лурмана прекрасно дополняются выдающимся исполнением главной роли Остином Батлером» — Rotten Tomatoes.

Лучший фильм База Лурмана, собравший в премьерную неделю больше денег, чем очевидный блокбастер "Топ Ган: Мэверик".

5. Кот в Сапогах 2: Последнее желание.

Режиссёр: Джоэль Кроуфорд. США.
Режиссёр: Джоэль Кроуфорд. США.

Молите о пощаде, потому что это самый смешной фильм этого года!

Мультик возвращает нас к тому юмору, какой мы полюбили во время просмотра "Шрэка 2", когда весь зал ухахатывался с интервалом каждые две минуты. Здесь же, всё это, конечно, есть, но вместе с этим и нечто большее, чем просто развлекательная комедия. Мультфильм стал несколько мрачнее, а темы, которые он поднимает даже близко в один ряд не стоят с почти детской первой частью.
Просмотр мультфильма схож с тем чувством, какое в Древней Греции называли катарсисом после просмотра какой-нибудь трагедии.

Невероятно крутой антагонист, смелая для детского мультфильма линия и, безусловно, юмор принесли этой картине почти полмиллиарда, уже ставшей той классикой, какую мы будем пересматривать также, как пересматриваем "Шрэка".

6. Пиноккио Гильермо Дель Торо.

Режиссёр: Гильермо Дель Торо. США, Мексика.
Режиссёр: Гильермо Дель Торо. США, Мексика.

Лучший анимационный фильм этого года, который неизбежно возьмёт Оскар в этой же категории.

Эта сказка наравне с "Маленьким Принцем" заходит в ту категорию, которую нельзя относить к детским сказкам и, тем не менее, она для всех возрастов, при условии, что взрослые сидят рядом и периодически занимаются ликбезом...

Переосмысление, которое по своему духу напоминает "Сало, или 120 дней содома" Пьера Паоло Пазолини только для детей. Мультфильм, где говорят о смерти, человеческой глупости, фашизме и крахе цивилизации, которая неизбежно рухнет рано или поздно, а человеколюбие будет жить.

7. Всё везде и сразу.

Режиссёры: Дэниэл Шайнерт, Дэн Кван. США.
Режиссёры: Дэниэл Шайнерт, Дэн Кван. США.

Мета-прорыв года. Переосмысление переосмысления "Матрицы" под азиатским соусом гонконгского кунг-фу боевика. Как если бы у "Рика и Морти" был бы полнометражный фильм.

И хотя киноленты подобного рода могут быть ограниченными только фантазией создателей, такие фильмы рискуют быть одинаковыми по своей атмосфере и духу, напоминая всё тот же мультсериал "Рика и Морти".

На месте этого фильма мог быть немецкий "На западном фронте без перемен" и кто-то также скажет, что антивоенные фильмы также напоминают все картины подобного высказывания и, возможно, будут правы, но сейчас "Всё везде и сразу", кажется, хранит в себе то же самое высказывание немецкоязычного эпоса.

В любой последующий год подобный "Всё везде и сразу" уступил бы место качественному антивоенному "На западном фронте без перемен", из-за той самой скудности развития у подобного мультижанра, но сейчас, когда весь земной шар занимается переосмыслением истории, художественных, семейных, гендерных, религиозных и расовых ценностей, "Всё везде и сразу" смело вытесняет антивоенный фильм, потому что сам таковым является, не прибегая к звукам бомб, окопам и танкам.

8. Фабельманы.

Режиссёр: Стивен Спилберг. США.
Режиссёр: Стивен Спилберг. США.

Всё больше режиссёров ударяются в ностальгию и превращают свои фильмы в личную исповедь, связанную с любовью к кино, творческим кризисом или детством.

Количество таких фильмов просто зашкаливает! "Между" (2011) Копполы, "Рома" (2018) Альфонсо Куарона, "Боль и слава" (2019) Альмодовра, "Однажды в... Голливуде" (2019) Тарантино, "Грех" (2019) Кончаловского, "Манк" (2020) Финчера, "Белфаст" (2021) Кеннета Брана... Только в этом году вышли четыре таких исповедей. "Империя Света" Сэма Мендоса, уже упомянутые "Вавилон" Шазелла и "Бардо" Иньярриту.

Замыкает эту плеяду личных фильмов — "Фабельманы", — фильм, который совмещает себе и историю о детстве и творческом кризисе, и, конечно, любовь к кинематографу. Простая и добрая история, которая универсальна тем, что её можно показывать людям любого возраста и почти для каждого этот фильм послужит источником вдохновения, после которого захочется созидать, творить и покорять...

9. Банши Инишерина.

Режиссёр: Мартин МакДона. Великобритания, США, Ирландия.
Режиссёр: Мартин МакДона. Великобритания, США, Ирландия.

Новый фильм Мартина Макдона ждут, как манну небесную и "Банши Инишерина", возможно, лучший фильм ирландца.

Этот фильм оставляет долгое послевкусие и невольно возвращаешься к нему чаще остальных, чтобы лишний раз порефлексировать вокруг той глубины тем, которые этот фильм поднимает.

Как и большинство его картин, эта также может похвастаться выдающимися актёрскими работами, каждая из которых заслуживает по Оскару, и Колин Фаррелл выглядит в данном случае очень сильным и вероятным претендентом...

10. Аватар 2: Путь Воды.

Режиссёр: Джеймс Кэмерон. США.
Режиссёр: Джеймс Кэмерон. США.

Смотрел или не смотрел зритель этот фильм, это не имеет значение. Хуже ли сценарий фильма, чем в первой части это тоже неважно. Нравился ли кому-то приквел, пойдёт ли человек на вторую часть или нет — всё это не имеет значение, потому что "Путь Воды" главный фильм этого года, который ждали 13 лет и в независимости от его художественных достоинств или отсутствие таковых, невзирая на любовь или ненависть к 3D и спецэффектам вместо живых актёров, это главное кинособытие года.

После Джорджа Лукаса он был вторым. Джеймс Кэмерон, изменивший или, лучше сказать в нашем веке, переосмысливший киноиндустрию и подход к созданию фильмов, создал авторское полотно, которое уже собрало два с половиной миллиарда и соберёт ещё столько же на каждый последующий сиквел, уже безусловно снятый и, ожидающий своей премьерной даты.
_______________________________

Вуди Аллен негодует...
Вуди Аллен негодует...

А какой фильм, вышедший в 2022 году, считаете лучшим Вы? Не забудьте оставить лайк и столько комментариев, сколько будет сиквелов у "Аватара"!

Подписывайтесь! Всем добра и здоровья!