Найти тему
Minsknews.by

Метод Фельдмана. Как столичный учитель математики может превратить задачу в художественный рассказ

Оглавление

Математик Александр Фельдман идет на рекорд — в этом году исполняется 55 лет, как он работает в средней школе № 19. С педагогом о работе и о жизни побеседовал корреспондент агентства «Минск-Новости».

-2

Общий педагогический стаж Александра Марковича — 63 года. Его ученики, получая сильнейшую математическую подготовку, оканчивают престижные вузы, становятся высококлассными специалистами. В 19-й школе, которой он отдал более полувека, им гордятся, его уважают и любят, но нагрузка у него не меньше, чем у других преподавателей.

В школу Фельдман приходит за полчаса до начала занятий — в течение многих лет назначает на это время консультации для учеников. В тот день, когда мы встретились, Александр Маркович уже провел пять уроков. Потом была «форточка», когда и состоялся наш разговор. Поговорили, и моего собеседника снова ждал урок. На следующий день, в субботу, у него было четыре факультатива. А на каникулах, кстати, он как учитель-методист проводит семинары для коллег.

В кабинете математики идёт урок. За окном солнышко. На оконный отлив приземлилась птичка и весело чирикает. Александр Маркович: «Вот видите, даже птички любят математику».

Но почему математика?

— Александр Маркович, о людях, которые сполна реализовали себя в профессии, иногда говорят: «Ему это было на роду написано». А ведь вам на роду написано другое — явно не математика… Ваш отец был музыкантом, вы окончили музыкальную школу, в детстве вместе с семьей жили в здании Театра оперы и балета…

— Да, все так. В 1944 году в городе Коврове собралась труппа белорусского Театра оперы и балета. В нее был зачислен и мой отец, флейтист. В Москве труппа загрузилась в поезд, и в ноябре мы прибыли в Минск. Нашу семью действительно поселили в одной из театральных гримерок. В том же году я пошел в начальную школу на улице Герцена. Одновременно начал обучаться в музыкальной школе на площади Свободы. Завершал среднее образование в школе № 42 на улице Комсомольской, которая тогда считалась одной из лучших в городе.

Когда туда перешел, с удивлением обнаружил, что физику там преподает тот же учитель, что и в музыкальной школе-десятилетке, — Яков Борисович Мельцерзон. Обрадовался, потому что у него всегда было интересно. К каждому уроку он готовил демонстрацию какого-нибудь физического опыта. Конечно, при таком подходе к ведению занятий Яков Борисович не успевал провести опрос учеников. Поэтому некоторых он приглашал прийти в кабинет физики после уроков, обычно в четыре часа дня. Кстати, в этой же школе и у этого же педагога учился будущий лауреат Нобелевской премии по физике Жорес Алфёров. У меня хорошие воспоминания об учителях. Прав я или не прав, но еще в школьном возрасте у меня сложилось впечатление, что педагог в значительной мере сам себе хозяин. Он размышляет, импровизирует, делает то, что считает нужным. А сидеть в оркестровой яме… Это было не по мне.

-3

— И после окончания школы вы поступили в Минский педагогический институт на математический факультет…

— Окончил его в 1960-м. Учился увлеченно. Будучи студентом, стал одним из авторов сборника олимпиадных задач, который потом переиздали в Японии. Свою профессиональную деятельность начинал в сельской школе.

— На ваш взгляд, вы с самого начала преподавали хорошо?

— Плохо преподавать было неинтересно. Работать спустя рукава можно, но потом тяжело стать хорошим специалистом. Надо сразу все делать хорошо. Когда начинал, у меня много времени уходило на подготовку уроков. Еще в молодости начал собирать библиотеку — сборники задач, учебники, методические пособия. Готовясь к уроку, всесторонне изучал тему, думал над тем, как лучше ее раскрыть. Сейчас мне проще, так как сказываются опыт и тот задел, который сделал в молодые годы.

Клуб друзей

— Александр Маркович, в социальных сетях я обнаружил «Клуб почитателей Александра Фельдмана». Его создали «все, кто учился у А.М.Ф. и обязан ему своими знаниями и отношением к жизни». Клуб, кроме всего прочего, опубликовал подборку ваших афоризмов. Давайте я зачитаю некоторые, а вы их прокомментируете…

— Ну что ж, попробуем.

— Итак: «Читайте больше, понимание придет позже».

— Ну, это я процитировал высказывание выдающегося французского математика Жозефа Луи Лагранжа. В математике есть много сложных вопросов, и их понимание приходит не сразу. В одной книжке прочитал, как этот вопрос разъясняется, — не понял, прочитал в другой — стало чуть-чуть светлее, прочитал в третьей — пришло понимание! Так что действительно читайте больше.

-4

— Далее: «Хорошо решенная задача должна быть похожа на художественный рассказ».

— К сожалению, с введением ЦТ я с этим своим требованием стал похож на Дон Кихота, воюющего с ветряными мельницами. При тестировании главное — дать правильный ответ. А умеешь ли ты логично изложить и записать суть задачи и убедительно представить ход ее решения — неважно. Случайно угадал ответ — все равно молодец. Вот это меня и тревожит. Но тем не менее я гну свою линию и стараюсь дать ученикам глубокие, а не поверхностные знания. Мои собственные записи на доске всегда должны быть аккуратными, логичными и образцовыми для подражания. Иногда такая запись — рассказ, иногда — повесть, а иногда — роман. Случается, что просматриваю лекции по математике в интернете, и меня раздражают хаотичные записи некоторых лекторов. Для меня это неприемлемо.

— «Мы владеем всем миром и методом прямоугольного тетраэдра».

— Не помню, чтобы я так говорил, но горжусь тем, что мне удалось изобрести методический прием, который я назвал методом прямоугольного тетраэдра. Его суть в том, что он позволяет, используя свойства прямоугольного тетраэдра, решать многие задачи более рационально и упрощенно. В учебниках проскальзывают частные случаи такого методического приема, но я предложил общий подход. Моя статья на эту тему в 1988 году была напечатана в журнале «Математика в школе». Потом разъяснения по предложенной методике появились в других изданиях, в том числе в моей книге «Математики в школе много не бывает», которая вышла в свет несколько лет назад.

— На уроках вы часто обыгрываете фамилии учеников. Например: «Морозов, у меня от твоего ответа мороз по коже»…

— Ну, это чтобы оживить обстановку, заострить внимание. Но я стараюсь никого не обидеть.

— И еще: «Из двух дворников лучше работает тот, кто в школе лучше знал математику».

— Это экспромт. Правильнее сказать так: «Из двух людей, которым дали выполнить некоторую работу, с которой раньше они не были знакомы, математик сделает ее лучше». Уверен, что познания в математике необходимы каждому человеку. Понятно, чтобы пойти на Комаровский рынок и сделать там покупки, не нужно уметь решать квадратные уравнения, но математика прежде всего развивает человека, дает ему способность осваивать другие науки. Вот что важно. Поэтому я весьма расстроен тем, что начиная с этого года по математике не будет проводиться обязательный экзамен в школе.

-5

— «А теперь — бурный финиш!»

— Да, иногда я так говорю. Это когда мы с учениками долго мучились над какой-то задачей и наконец вышли на завершающий этап ее решения. Момент волнующий, яркий, и ребята должны почувствовать это.

Главное богатство

Александр Маркович вместе с женой, дочерью и внучкой живет в двухкомнатной квартире, которую получил в 1971 году. Звание заслуженного учителя Беларуси дает ему прибавку в 70 рублей к пенсии.

— Мне надо работать, чтобы поддерживать семью, — говорит он. — Но тружусь я все же не ради денег. Главное мое богатство — ученики. Их успехи дают мне силу.

Среди его воспитанников есть профессора, доктора наук. И все его ученики с гордостью говорят о том, что учились у Александра Фельдмана.

Справочно

Из личных воспоминаний А.М.Ф.: «Выходил из бани. В вестибюле увидел девушку. Чтобы выйти вместе, сделал вид, что завязываю шнурок. Вышли вместе. Она обернулась и спросила, как пройти к остановке трамвая. Через полтора месяца мы расписались. Уже 61 год живем вместе. Я благодарен своей жене Софье Васильевне за то, что она взяла на себя труд по воспитанию детей и создала мне условия для плодотворной работы».

Фото агентства «Минск-Новости»