Найти в Дзене
История транспорта

Про старый Красноярский аэропорт

Хочу начать новую серию статей о судьбе аэропортов, закрытых ещё в советское время и замененных на более современные комплексы. Аэропортов, которые когда-то играли важную роль в гражданской авиации СССР.

Итак,

Строительство аэропорта на северной окраине Красноярска в районе поселка Иннокентьевский началось в октябре 1928 года. Созданной здесь первая авиагруппа, получила название '«Енисейская». В довоенное время отсюда выполнялись пассажирские, грузовые и заказные рейсы по Красноярскому краю: в Байкит, Богучаны, Ванавару, Волочанку, Дудинку, Енисейск, Кежму, Мотыгино, Норильск, Подкаменную Тунгуску, Туруханск, Туру, Хатангу.

Во время Великой Отечественной войны в аэропорту базировалась Харьковская военная авиационная школа, эвакуированная в начале войны. К 1943 году аэродром обзавелся двумя километровыми бетонными взлетно-посадочными полосами, четырьмя ангарами, служебными зданиями и прочими сооружениями, что позволило присвоить ему первый класс.

После войны аэропорт снова вернулся к гражданской жизни. По стоянию на 1 апреля 1946 года флот красноярского аэропорта располагал 43 самолетами, в том числе: По-2 – 20 шт., По-2С – 10 шт., С-47 – 9 шт., Ю-52 – 1 шт., АР-2 – 2 шт., Консолидейтед – 1 шт.

25 октября 1954 года в красноярском аэропорту было сдано в эксплуатацию новое двухэтажное здание аэровокзала пропускной способностью 150 человек в час. Аналогичные по архитектуре и планировке здания аэровокзалов в те годы были построены в Казани, Омске, Челябинске и Чите. К этому времени отряд эксплуатировал самолеты Ли-2 и По-2, а через несколько лет стал получать новые Ан-2, Як-12 и Ил-14.

Новое здание аэровокзала аэропорта Красноярск, 1954 г.
Новое здание аэровокзала аэропорта Красноярск, 1954 г.

5 ноября 1959 года в Красноярске открылось движение троллейбусов по двум маршрутам. Маршрут №2 связал железнодорожный вокзал города с аэропортом. Протяженность линии составила 7,1 км. Практически в неизменном виде троллейбусный маршрут №2 просуществовал 48 лет и 1 июня 2007 года был закрыт в связи с большим количеством дублирующего транспорта.

Троллейбус маршрута №2 направляется из аэропорта в город. Лето 1960 г.
Троллейбус маршрута №2 направляется из аэропорта в город. Лето 1960 г.

Большая авиация пришла в Красноярский аэропорт в феврале 1961 года, когда постоянную прописку первый Ил-18 СССР-75733. Поступление «Ил-ов» кардинально изменило облик аэропорта. Пассажиропоток возрос кратно. Так, если в 1960 году Красноярский аэропорт отправил 220 тысяч пассажиров, то в 1969 году красноярские авиаторы пересекли миллионный рубеж, а в 1972 году было отправлено один миллион 300 тысяч человек. Аэропорт жужжал, как улей и постоянно был в процессе расширения. К середине семидесятых годов Красноярский ОАО обладал самым большим в СССР флотом Ил-18: в нем эксплуатировалось свыше сорока самолетов этого типа.

Ил-18 на перроне аэропорта, шестидесятые годы.
Ил-18 на перроне аэропорта, шестидесятые годы.

Благодаря коллеге Leksus, который построил в мельчайших деталях компьютерную копию старого красноярского аэропорта, мы можем посмотреть, как происходило расширение, и как выглядел аэропорт в разные годы.

Этапы расширения района аэровокзала по годам. Компьютерная реконструкция. До 1961 г.
Этапы расширения района аэровокзала по годам. Компьютерная реконструкция. До 1961 г.
Этапы расширения района аэровокзала по годам. Компьютерная реконструкция. 1961 г.
Этапы расширения района аэровокзала по годам. Компьютерная реконструкция. 1961 г.
Этапы расширения района аэровокзала по годам. Компьютерная реконструкция. 1968 г.
Этапы расширения района аэровокзала по годам. Компьютерная реконструкция. 1968 г.
Этапы расширения района аэровокзала по годам. Компьютерная реконструкция. 1976 г.
Этапы расширения района аэровокзала по годам. Компьютерная реконструкция. 1976 г.

Перрон для магистральных самолетов насчитывал семьдесят стоянок, а в восточной части аэропорта располагалось поле для авиации МВЛ, откуда стартовали самолеты Ан-2, Як-12 и вертолеты.

Схема размещения стоянок аэропорта по состоянию на 1981 год.
Схема размещения стоянок аэропорта по состоянию на 1981 год.

Большое событие произошло в конце октября 1976 года: на аэродроме Красноярска впервые совершил посадку Ту-154 бортовой номер СССР-85174. Привел самолет командир Красноярского объединенного авиационного отряда В. Л. Евреимов.

К тому времени взлётно-посадочную полосу в аэропорту «Красноярск» довели до максимально возможной длины – 2350 метров, тогда как потребная длина ВПП для того, чтобы можно было эксплуатировать самолеты типа Ту-154 – 2500 метров.

По этой причине Ту-154, даже при неполной загрузке после разбега, бывало, отрывался от «бетонки» буквально в нескольких десятках метров от торца ВПП.

Панорама перрона Красноярского аэропорта, по которой можно судить о загруженности комплекса. 1980 год.
Панорама перрона Красноярского аэропорта, по которой можно судить о загруженности комплекса. 1980 год.

В конце семидесятых годов случилось происшествие, когда летом, в жару после отрыва от полосы Ту-154 пронесся совсем низко над крышей проезжавшего по автодороге микроавтобуса. Струи газа из двигателей самолета, работавших на взлетном режиме, попали в открытые окна автомобиля, и его опрокинуло. Водитель микроавтобуса чудом остался жив. После случившегося службами аэропорта совместно с ГАИ на улице Шахтеров в районе глиссады был установлен светофор. Им обозначили оживленный «перекресток» авто- и авиатранспорта. Включал и выключал этот светофор только руководитель полетов.

Ил-18 взлетает над улицей Шахтеров, вторая половина семидесятых годов. Позднее примерно на этом месте появится уникальный светофор, регулирующий движение авто- и авиатранспорта.
Ил-18 взлетает над улицей Шахтеров, вторая половина семидесятых годов. Позднее примерно на этом месте появится уникальный светофор, регулирующий движение авто- и авиатранспорта.

Изначально аэропорт Красноярск строился на окраине города, а уже в середине шестидесятых годов городская застройка подступила к его границам. Стало понятно, что в условиях быстрорастущего города аэропорт, находившийся среди подступающей к нему застройки, не имеет перспектив развития. Поэтому в начале семидесятых годов стали проектировать новый аэропорт. 17 апреля 1976 года в Емельяновском районе началось строительство нового аэропортового комплекса, который поначалу назвали «Красноярск-2». Согласно проекту аэропорт должен был принимать все типы воздушных судов, эксплуатировавшихся в те годы в Аэрофлоте СССР, включая межконтинентальный лайнер Ил-62. Аэропорт был построен за четыре с половиной года: 25 октября 1980 года здесь приземлился первый самолет Ил-62М из Москвы.

В это же время старый аэропорт, находившийся в городской черте, получил наименование «Красноярск-Северный». Рейсы из Северного в Емельяново переводились постепенно. Летом 1982 года из Емельяново выполнялась половина «своих» рейсов на Ил-18 и рейсы на Ту-134 и Ил-18 других управлений страны. Тогда же КУГА получила свои первые Ил-62, которые также поступили в Емельяново. Все остальные рейсы, в том числе на Ту-154 и Ил-76 пока оставались в городском аэропорту. К 1 января 1983 года в Северном остался один рейс — 3607/3608 на Ту-154 в Норильск и три рейса на Ил-18: 3523/3524 в Якутск, Магадан и 3603/3604 с 3605/3606 в Норильск. Полностью все рейсы на Ту-154 перекочевали в Емельяново 20 апреля 1983 года, рейсы на Ил-18 — к концу 1983 года. Дольше всех из тяжелой реактивной техники продержались в старом аэропорту грузовые Ил-76. Они совершили свой «переезд» в Емельяново в 1985 году. При этом, по воспоминаниям В.В. Ершова, тяжелые формы на Ту-154 продолжали делать в Северном до конца 1985 года, гоняя для этого самолеты из одного аэропорта в другой и обратно. В январе 1986 года в старом аэропорту отрезали часть ВПП под автомагистраль к новому мосту, и полеты тяжелой техники туда стали невозможны. В городе остались рейсы только на Ан-24, Як-40 и Л-410.

В мае 1988 года аэропорт «Северный» был закрыт, а на его месте постепенно вырос жилой микрорайон, который сейчас называется «Взлетка».

На сегодняшний день сохранились капитальные здания аэродромного комплекса старого красноярского аэропорта. В здании бывшего КДП сейчас располагается федеральное казенное предприятие «Аэропорты Красноярья». В терминале аэровокзала 1954 года постройки находится междугородный автовокзал. Здание бывшего аэродрома ГВФ довоенной постройки после 1954 года использовалось как аэровокзал местных авиалиний, было закрыто в 1982 году и позже снесено. Сейчас на этом месте размещается здание отделения Пенсионного Фонда по Советскому району.

Спасибо за внимание.