Лето 2016 года в Бурятии выдалось довольно жарким и не очень дождливым. Наша геофизическая партия базировалась в окрестностях железнодорожной станции Таксимо. Погода способствовала нормальной работе, только изредка мешали небольшие пожары и сухие грозы, которые напрочь вышибали напольное оборудование. Вот такая спокойная работа и навела на мысль о сплаве по реке на резиновых лодках. Большого опыта сплава по рекам у нас практически не было и мы остановились на реке Муякан, которая, как нам казалось, была спокойной и без больших порогов и перекатов. Много времени ушло на подготовку: команду никак не могли собрать (всем страшно, отказываются), то лодки готовили, продукты собирали. В итоге собралась команда из четырех человек на трех лодках. Две лодки небольшие, 200 кг грузоподъемностью и одна побольше – 500 кг. На маленьких собрались на сплав два водителя Вадим и Михаил, много лет проживших в Якутии, имевших небольшой опыт на якутских реках. На большой буду я и наш постоянный супервайзер, имя которого по некоторым причинам не называю. Тем не менее человек надежный – хоть в разведку или рекогносцировку, хоть на рыбалку или на сплав. Наш человек, одним словом. Сборы закончены, пора в путь-дорогу.
В пятницу утром на машине нас подбросили к месту начала маршрута и началась суета выгрузки и накачки лодок. С водителем договорились, в каком месте в воскресенье он будет нас ждать, и мы отчалили от берега, каждый про себя помолясь. Погода была прекрасная, течение на плесе тихое, спокойное и мы никуда не торопились. Фото на память, пейзаж и комары, без них в тайге никуда.
До вечера прошли около 25 км, что составляло примерно пятую часть нашего маршрута. Набрали грибов, сварганили ужин и у костра поговорили о наших впечатлениях о пройденном дне.
Утром ребята поймали несколько рыбин на ужин, и мы, напившись кофе, чая, продолжили сплав. Ближе к обеду начался длинный перекат и наши лодки заметно ускорили ход. На середине переката увидели рыбака, причалили и расспросили о реке. Он подробно описал весь наш маршрут, сказал, что все нормально будет и предупредил о завалах. Это опасные места и к ним лучше не приближаться. Их мы услышим по характерному шуму и должны обходить их стороной. Поблагодарив хорошего человека, мы продолжили путь. Часа через два услышали первый завал и по середине реки прошли мимо все благополучно. Весной по большой воде плывут деревья, кусты и прочий хлам. Где то под водой цепляются за камни, коряги и за берег. Получается подобие плотины и часть воды уходит в сторону в нагромождение деревьев и пробивая себе новое русло, которое потом опять сливается с основным, как приток. Прошли еще без потерь несколько завалов, даже стало казаться, что не такие они страшные. До устья, где Муякан впадает в Мую более крупную речку, осталось около пяти километров, как мы услышали шум очередного завала. Впереди была большая мелководная шивера и весь поток воды устремился почти под прямым углом в сторону, где уже был огромный завал из бревен. Вадим с Михаилом на своих маленьких лодках сумели выгрести прямо на шиверу и остановились поджидать нас. А мы гребли, что есть мочи и уже думали, что пройдем, но водный поток пересилил нас и понес лодку на завал. Одно бревно лежало в уровень с водой поперек потока, а второе в полуметре над водой, далее было сплошное нагромождение бревен. Мы гребли из последних сил, даже времени испугаться не было. Лодку боком тащило к завалу, а мы все гребли, не теряя надежды. Когда мы оказались рядом с нависшим бревном я попытался оттолкнуться веслом от него и даже не успел понять, как оказался в воде. Вода была очень холодной и от неожиданности я немного хлебнул. Сильно захотелось кашлять, но я понимал, что нельзя этого делать ни в коем разе. Резиновые сапоги, наливаясь водой течением, потянули на дно, и только теперь я уяснил, что происходит. Со всех сил сдерживая кашель, я опустился на дно, снял сапоги и спасательный жилет сразу потянул меня наверх. Я тоже старался грести к верху, а в голове билась мысль: «что ребята будут говорить комиссии, как начальник оказался здесь. Хоть и выходной, но в поле обычно выходных нет». Мысли мыслями, а руки гребут вверх. Голова уперлась в дно лодки. Я снова малость нырнул и отчаянно старался отплыть в сторону от завала и лодки и только с третьей попытки мне это удалось. Вынырнув рядом с лодкой, зашелся в кашле и с трудом прохрипел супервайзеру «дай руку». С трудом забрался на бревно и, держась за нависшее над водой стал приходить в себя. С другой стороны завала ко мне уже пробирался Вадим, но я запретил, лишние маневры на завале ни к чему. Страха вроде не было, но идти я не смог – ноги тряслись со страшной силой. посидел на бревне, успокоился и не спеша за веревку протащил лодку при помощи супервайзера через завал на шиверу. Сколько я пробыл под водой не знаю, ребята сказали что очень долго, а супервайзер собрался уже прыгать в воду искать меня. Спасибо Богу, что не прыгнул. Как я не зацепился жилетом или одеждой за ветки и сучки до сих пор не знаю. Дас ист фантастиш. Проплыв еще несколько километров, мы остановились на большой косе, чтобы обсушиться, привести в порядок лодки и приготовить обед и ужин, как говорят: «два в одном».
Осталось порядка 20 километров до окончания маршрута и места встречи с водителем. Купание сказалось только на фотоаппарате, который после воды перестал работать, а телефон просох и заработал.
Утром в воскресенье буквально через километр мы вышли в Мую. Сплав благополучно завершен и до базы мы доехали быстро и весело. А там плохое все забылось и жизнь оказалась довольно приятной.
Вот и финиш. эти три дня запомнятся мне на всю оставшуюся жизнь.
Подпишитесь, лайкните, кого тронул рассказ. Всем удачи и здоровья.