Знаете, в чем величие Михаила Ломоносова? Не только в том, что он был гениален, а в его пробивной силе, умении подать себя и постоять, когда надо. Потому что если всей этой пробивной силы и умения нет, то получится не очень хорошо, как с его однокашником Дмитрием Виноградовым, несмотря на всю гениальность.
Помните советский сериал «Михайло Ломоносов»? Там Игорь Волков в роли Ломоносова и Олег Меньшиков в роли Виноградова отправляются в Европу изучать науки. Они же на самом деле вдвоем были лучшими из лучших. Недаром учиться отправили немца Райзера и двоих русских – Ломоносова и Виноградова. Потому что секретарь Академии Шумахер помнил завет Петра – нужны русские академики. Эти два молодых человека очень даже подходили.
Дальше пути-дороги разошлись, Ломоносов оказался в Академии, близ трона, а Виноградов – на Порцелиновой мануфактуре, где пытались сделать свой собственный фарфор.
А с фарфором дело тогда обстояло так.
Во-первых, он был очень дорог, потому что долгое время его возили из Китая. Только в 1708 году алхимик (не химик, а именно алхимик) Иоганн Фридрих Беттгер смог получить фарфор в Европе и через два года запустил фарфоровую мануфактуру в Мейсене. Так появился Мейсенский фарфор: сначала Беттгер пытался добыть золото из ртути, но в итоге сделал керамику, которую продавали по цене золота, что в общем, тоже неплохо, хоть и не то, что планировалось в начале.
Так вот в России в первые годы правления Елизаветы Петровны пошли примерно похожим путем и решили, что чем платить бешеные деньги за красивую посуду саксонцам, лучше сделать свою. В 1744 году удалось переманить в Россию другого алхимика - Кристофа Конрада Гунгера, который некоторое время работал вместе с Беттгером и теперь обещал, что сможет наладить производство фарфора в России.
К этому Гунгеру, которого тайно вывезли из Швеции, и приставили в помощники бергмейстера Виноградова.
Вот только Гунгер наивно считал, что по записям своих рецептов (мы сейчас называем их техпроцессами) сможет запросто повторить изготовление керамики в России. А в России … сюрприз … глина оказалась другой и подходящего состава несколько лет не могли найти. Равно как и способа обжига. В результате Гунгер заслужил славу шарлатана, хотя на его счету был успешный запуск мануфактуры в Вене. Но в Петербурге ничего не получилось, как сейчас считают, потому что он не пытался что-то поменять, а работал по известным ему рецептам.
Виноградов же искал выход из лабиринта. И нашел его через несколько лет. Хоть во время поисков и жаловался:
«…Заведен я был в такой лабиринт, по которому чрез 10 лет бродя насилу еще теперь бродя выходить начинаю, а той Ариадны нет, которая бы такой клуб ниток дать могла, по которому бы мне без заблуждения на прямую дорогу попастца возможно было….»
Но в результате появился и фарфор. И «Собственный сервиз» императрицы Елизаветы Петровны. После того, как Виноградов нашел оптимальное сочетание белой гжельской глины, олонецкого кварца и казанского алебастра.
А вот самому Виноградову от этого не перепало ничего. Только тычки, шишки, плети и железная цепь, на которую его самым натуральным образом сажали, чтобы думалось лучше.
Потому что когда вам вдруг кто-то станет рассказывать о том, как крестьяне жили душа в душу с помещиками, то можно даже не вспоминать Салтычиху. Можно вспомнить Виноградова. Который был не из дворян, а из поповской семьи. Вроде и не крестьянин, но пороть можно. Его и пороли, и на цепь сажали. Потому что ишь чего удумал – уже третий год чего-то там в печах отжигает, а результата нет. Давайте его выпорем и на цепь посадим, чтобы думал лучше. Спасибо за это следует сказать прекрасному человеку – барону Ивану Черкасову. Именно он, по приказу Елизаветы Петровны наблюдал за Порцелиновой мануфактурой и тем, как там ведется работа над фарфором. Он же и использовал стимулы в виде цепей и плетей. Заплатить за работу? Похвалить? Зачем?! Людишки как-нибудь так перебьются.
Поэтому за сломанную судьбу создателя русского фарфора следует сказать спасибо именно Черкасову. Как бы поступил Ломоносов на месте Виноградова – сложно сказать. Виноградов же от вечной неустроенности и постоянных пинков и тычков сломался и спился. «Собственный сервиз» Елизаветы Петровны прекрасен, вот только история его создания совсем не такая красивая как создание Ломоносовым его мозаик.
И ведь самое главное, что в те годы специалистов по фарфору тщательно охраняли везде, не только в России. Они находились примерно в таком же положении как в годы Холодной войны ученые-ядерщики, когда они жили в закрытых городах и работали в закрытых институтах. Тот же Беттгер находился под постоянной охраной – и чтобы не сболтнул про рецепт фарфора, и чтобы не украли. Но ему и платили соответственно. А на Руси-матушке Виноградов оказался расходным материалом, которому на цепи самое место. Увы, но даже венец его работы - «Собственный сервиз» на 50 персон, созданный в 1756 году так и не принес ему заслуженной славы.
Не всем дана пробивная сила Ломоносова. Жаль.
-------
Пожалуйста, не ленитесь, ставьте лайки :) Они очень помогают развитию канала. Не говоря уж о подписке :) Тем более, что увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы гарантированно сможете, только подписавшись на канал.