Начало созданию театра положил случай. Один из знакомых Валентины Деньжаковой (кстати, инженер по профессии) захотел попробовать себя в сценическом искусстве, но усомнился, по силам ли ему без профессионального образования сыграть роль достойно.
— Я сказала, что для этого нужно большое желание и колоссальный труд, — рассказывает Валентина. — И… так сложилось, что мы с Сашей стали репетировать у меня на квартире «Мизери» по книге Стивена Кинга, а через полгода решили показать нашу работу родным и друзьям. Все его знакомые были потрясены: никто не ожидал, что он так органично может существовать на сцене.
Затем Валентина написала пьесу по роману Даниэля Киза «Цветы для Элджернона». Для поиска актеров (12 действующих лиц) бросила клич в Интернете. Желающих нашлось достаточно. Но спектакль не получился.
— После нескольких репетиций часть людей отсеялась, — продолжает Валентина. — Им казалось, что это развлечение, а это тяжелая работа. Я много времени уделяю актерским тренингам, сценической речи.
В результате вокруг Валентины сплотились только самые самоотверженные, фанатично преданные театральному искусству люди. Сейчас в труппе десять человек: историк, психолог, инженеры...
Ночные репетиции
Так как театр любительский, каждый в нем играет в прямом и переносном смысле не одну роль — декоратора, реквизитора, звукооператора.
Театральное оборудование покупали на свои деньги. Декорации, реквизит порой собирают с миру по нитке. На спектаклях не зарабатывают. Но любому вспомоществованию, конечно, очень рады.
Театр базируется в интегральном центре развития «Рубиновая гора».
— Как таковой сцены у нас нет, — поясняет Валентина. — Мы играем в большом зале, а «Королеву красоты» — в холле. Самое большое число зрителей — 16, и нас это вполне устраивает. Для нас важно, чтобы мы и публика были как можно ближе.
Конечно, Валентине хочется, чтобы театр имел свое помещение. А пока реквизит приходится хранить по домам и возить его каждый раз на спектакль. Не получается почаще репетировать и играть спектакли, так как в центре работают разные секции.
— Сейчас, к примеру, мы репетируем ночью, — улыбается руководитель. — Представляете, как надо любить театр? Ведь потом люди идут на работу. Но мы такие вот фанатики.
Ирландская грусть
Из четырех постановок театра три — по пьесам Мартина Макдонаха (автор девяти пьес и постановщик четырех полнометражных кинофильмов — «Залечь на дно в Брюгге», «Семь психопатов», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» и «Банши Инишерина»). Почему именно он?
— Мы читаем другие пьесы и даже начинаем репетировать, но бросаем, потому что обнаруживаем, что в них ничего нет ни для ума, ни для сердца. Макдонах нам интересен: в его пьесах много глубоких тем.
Валентина гордится тем, что их постановку «Королева красоты» по Макдонаху выбрали из 27 заявленных от любительских театров Пензенской области на конкурс «Театральное Приволжье». Но у нее не было цели кому-то что-то доказать.
— Важен экспертный взгляд, нам необходимо мнение профессионалов, — поясняет она. — Я периодически подаю заявки на участие во всероссийских фестивалях, чтобы понимать, чего мы стоим.
Эта победа — выход на новый уровень профессионализма.
— Но расширять зал больше чем на 30 зрителей все равно не будем, — улыбается Валентина. — Мы очень дорожим нашей камерностью.
Валентина Деньжакова. Профессиональный театральный режиссер, преподаватель. Окончила Пензенский колледж культуры и искусств в 2015 году. Преподает сценическую речь, актерское мастерство в частной школе, театре танца и моды «Элит-стайл».
В 2020 году создала любительский театр «Кстати». Спектакль «Королева красоты» победил на региональном этапе фестиваля ПФО «Театральное Приволжье 2022 —2023», а Валентина — в номинации «Лучшая женская роль».