Найти тему

На тепловозе от Лоухи до Пяозеро ОКТ, 2009 г. [1/2]

Еще одна история о поездке по малодеятельному участку железной дороги, перекочевавшая из ЖЖ с минимальными корректировками.
Много текста, много фото и уйма приятных воспоминания для меня лично. =)

Станция Лоухи - самая южная на Мурманском регионе Октябрьской железной дороги. Впрочем, когда я туда попал на своем прикрепленном ТЭМ2-1009, она была еще на отделении. =)
До осени 2001 года станция выполняла очень важную функцию - являлась местом стыкования двух родов тока. К югу от нее на переменном токе с поездами всех мастей шуровали универсальные трудяги ВЛ80с, а к северу царил постоянный ток с большим разнообразием ТПС. Грузовые поезда в разное время водили и ВЛ19 и ВЛ23 в одно- двух- и трехсекционном исполнении. Впоследствии на смену им пришли большие и мощные электровозы ВЛ15 и электровозы с более скромными тяговыми характеристиками - ВЛ10. Пассажирские поезда водили электровозами ЧС2 и ЧС2т приписки депо Мурманск. Обслуживали участок протяженностью чуть менее 500 км локомотивные бригады депо Мурманск и Кандалакша.
Осенью 2001 года относительно скромный по своей протяженности участок постоянного тока перевели на переменный с целью создания на северо-западе единого полигона обслуживания. В результате, станция Лоухи потеряла свою былую значимость. Большие парки остались без работы, а для безостановочного пропуска поездов хватало и нескольких путей. Освободившуюся территорию передали в пользование ПМС. Но речь сейчас не о грустной судьбе станции стыкования, а о железнодорожной ветке, которая отходит от нее на запад. Малодеятельная линия, обслуживаемая тепловозами депо Мурманск и локомотивными бригадами депо Кандалакша, имеет протяженность всего 102 километра. Используется для перевозки леса со станции Пяозеро. Движение нерегулярно, составы короткие, но тем интереснее мне было туда попасть! =)

Первоначально, целью поездки было выполнение рабочих задач, которые, порой, так удачно сочетаются с увлечением. В Лоухи мы с тепловозом попали разными путями: он, несложно догадаться, по железной дороге, а я на машине. Получилось и быстрее и увлекательнее.

Княжегубская ГЭС в поселке Зеленоборский, Мурманской области.
Княжегубская ГЭС в поселке Зеленоборский, Мурманской области.
На границе регионов. Привет, соседи!
На границе регионов. Привет, соседи!
А, может, ну их, Лоухи эти! До Петрозаводска махнуть. А лучше до Питера! Все равно завтра выходной.
А, может, ну их, Лоухи эти! До Петрозаводска махнуть. А лучше до Питера! Все равно завтра выходной.
Знак, установленный на месте пересечения автомобильной дорогой М18 (Р21) Северного полярного круга. Сейчас установлен новый, внушительный, рядом небольшая стоянка для машин и, периодически, традиционный свинарник от рук их водителей и пассажиров.
Знак, установленный на месте пересечения автомобильной дорогой М18 (Р21) Северного полярного круга. Сейчас установлен новый, внушительный, рядом небольшая стоянка для машин и, периодически, традиционный свинарник от рук их водителей и пассажиров.

Поселок Лоухи, названный так в честь старухи Лоухи - колдуньи в карельском народном эпосе "Калевала", встретил дождливой погодой. До прибытия тепловоза оставалась еще пара часов. За это время успел урегулировать вопросы выполнения работы, посетить комнаты отдыха локомотивных бригад и немножко покататься по поселку.

-5
-6
-7
-8
-9

Тем временем, с севера прибыл мой боевой шестиосный конь маневровой масти и мы встали на боковом пути станции в ожидании проводника и отправления. Станции на Пяозерской ветке работают только днем, а некоторые закрыты до лучших времен.

Вокзальчик в Лоухи настолько скучен и неинтересен внешне, что желания его снимать не было. Зато радовало многообразие проходившего по главным и приемо-отправочным путям подвижного состава.

-10
С тех пор прошло больше 10 лет. трехсекционные машины успели расформировать и снова сформировать. Сейчас же по северу Октябрьской колесит два десятка 3ЭС5К, восьмидесятки остались только в качестве тренажера для работников восстановительных поездов.
Заслуженный "вазелин" депо Кандалакша, то есть локомотив-рельсосмазыватель.
Заслуженный "вазелин" депо Кандалакша, то есть локомотив-рельсосмазыватель.
Электропоезд сообщением Кандалакша - Лоухи прибыл на 3 путь.
Электропоезд сообщением Кандалакша - Лоухи прибыл на 3 путь.
Следом с юга появился путейский ДР1, ставший для меня приятным сюрпризом.
Следом с юга появился путейский ДР1, ставший для меня приятным сюрпризом.

А дальше было отправление на перегон с закрытой полуавтоблокировкой по соответствующему разрешению дежурного по станции Лоухи. Главный ход Санкт-Петербург - Мурманск остался в стороне и мы прогромыхали по стрелкам северной горловины станции в сторону Пяозеро. Меньше, чем через два километра, впереди показалась станция Лоухи-Передаточная. Открытая в 1938 году станция ныне не действует. На боковых стоят в запасе грузовые вагоны. Казалось бы, ничего интересного. Но вот рельсы, на которых стоят эти вагоны...

Лоухи-Передаточная
Лоухи-Передаточная
Здание станции Лоухи-Передаточная
Здание станции Лоухи-Передаточная
Рельсы на боковых путях станции. КЖД - Lackawanna 1916 год.
Рельсы на боковых путях станции. КЖД - Lackawanna 1916 год.
За такое сочетание букв в номере автомобиля, называли их Ксюшами раньше =)
За такое сочетание букв в номере автомобиля, называли их Ксюшами раньше =)

На участке от Лоухи до Пяозеро всего три раздельных пункта. Помимо Передаточной, это станция Еловая, что в поселке Сосновый, и станция Кестеньга.

Входной на станцию Еловая.
Входной на станцию Еловая.
Здание станции Еловая. Почти в корпоративном цвете =)
Здание станции Еловая. Почти в корпоративном цвете =)

Открыта Еловая, как и предшествующий ей раздельный пункт, в 1938 году и расположена в тридцати трех километрах от начальной точки участка. На прилегающем перегоне Еловая - Кестеньга, как рассказал наш проводник, долгое время проходила линия фронта в период Великой Отечественной. Как результат, эти края притягивают к себе всевозможных копателей/искателей, которые неоднократно встречались нам по пути.

Где-то здесь проходила линия фронта.
Где-то здесь проходила линия фронта.
Строительство этой лесовозной железной дороги, началось в 1935 году. Тупиковой станцией долгое время оставалась Кестеньга. Лишь в 1961 железную дорогу продлили до станции Софпорог, ныне не существующей.
Прибываем в Кестеньгу.
Прибываем в Кестеньгу.
Здание станции Кестеньга
Здание станции Кестеньга
Автомагистраль местного значения. Между прочим, ведет в соседнюю Суоми.
Автомагистраль местного значения. Между прочим, ведет в соседнюю Суоми.
Поселок Софпорог
Поселок Софпорог
Река Софьянга, в честь порогов на которой названы поселок и бывшая станция.
Река Софьянга, в честь порогов на которой названы поселок и бывшая станция.
Прекрасная железнодорожная картина: песчаный балласт, деревянные шпалы.
Прекрасная железнодорожная картина: песчаный балласт, деревянные шпалы.
Железнодорожные деревья контролирующие габарит подвижного состава на приближении к Пяозеро.
Железнодорожные деревья контролирующие габарит подвижного состава на приближении к Пяозеро.

Во второй части прибудем на станцию Пяозеро и вернемся в Лоухи ждать туристический поезд с паровозом. В 2009 году они были большой редкостью.