На уходящей неделе я открыла для себя поле профориентации для взрослых: прослушала лекции, изучила литературу и опыт, создала методику и провела 4 консультации. Получила массу положительных эмоций, отдачу, ощущение движения у собеседника, поняла, как нужна и важна такая работа особенно сейчас, ну и моё любимое - состояние погруженности в дело с головой.
Параллельно веду курс "Финансовая свобода" для подростков и наблюдаю за тем, как Костя ведёт группу взрослых. Подросткам трудно.
- Во-первых, трудно связать свои настоящие действия с неким туманным "будущим", а потому трудно себя мотивировать к выполнению заданий.
- Во-вторых, трудно планировать будущие доходы, когда ещё нет никаких, и когда ценность денег ещё не доконца понятна.
- В-третьих, трудно быть адекватным в самопонимании: самооценка у подростков либо занижена, либо завышена, причём часто она зависит от настроения и событий дня. И потому трудно поверить в свои мечты и направить энергию на их реализацию.
- В-четвертых, трудно откопать истинную мечту или мысль, так как сверху уже наслоились защитными чешуйками убеждения родителей. Но это же и хорошо: чем больше опыта мы переймем у родителей, тем значительнее будет нейронная сеть, помогающая принимать решения.
Подросткам трудно открываться, делиться своим опытом и мыслями, и потому наш чат пуст от обсуждений. Зато на занятиях онлайн мы чётко прорабатываем каждый вопрос, создавая личные примеры и делясь историями.
В то же время наблюдать за чатом взрослых очень интересно. Огонь! Споры, выполненные задания, обратная связь... Видна сильная мотивация к процессу общения и мышления.
При этом взрослым, особенно родителям трудно вносить изменения в жизнь, трудно отказаться от установок, сформированных в течение долгих лет, преодолеть финансовые раны, трудно перейти от слов и упражнений к делу.
Мои собственные родители, бабушки и дедушки показывают мне пример преданности, ответственности, храбрости, заботы. Показывают и пример жертвенности - буду делать, хоть мне и не хочется.
***
На занятиях я рассказываю и подросткам и взрослым, из чего складывается действие.
Действие - это волевой акт (кстати, я об это писала пост "Ключ к ларцу Воли").
При этом множество дел в нашей жизни остаются не сделанными. Мы хотим, но не делаем. Нам не хватает мотивации, чтобы волевой акт состоялся.
Мотивация в свою очередь состоит из мотива (внутреннего фактора) и стимула (внешнего фактора).
У взрослых людей, имеющих детей, количество стимулов часто превышает количество мотивов. И в результате появляется в их жизни множество дел, которые НАДО делать, но не хочется.
Основным стимулом становится ответственность за детей. Отсюда - необходимость работать и зарабатывать (на первое место выходит заработок, а не кайф от деятельности), необходимость готовить еду, водить в сад, в школу, на кружки, лечить, помогать с уроками, терпеть вредности и прочее (важным становится выполнение плана мероприятий, а не наслаждение процессом).
За стимулами теряется мотив: "Ради чего я это делаю". И выходит на первый план установка: " Я должен" ("Надо").
Самое трудное для ответственного взрослого (ответственного за детей или за родителей) - беречь себя и заботиться о себе ( и с точки зрения профессии, и с точки зрения мечты, и с точки зрения финансов).
***
Я хочу говорить сегодня о счастливых родителях и счастливых детях.
На консультацию по профориентации ко мне записались 4 девушки, из которых 3 являются мамами.
На курсе Финансовой свободы для взрослых 7 из 10 участников являются родителями.
И все мы, не только участники курсов, являемся детьми.
Темы, о которых мы говорим и в сфере профориентации, и в сфере финансовой свободы в итоге приводят нас к следующим вопросам экзистенциального характера:
1. Ради чего я живу? О чем мечтаю? В чем моя цель?
2. Что я делаю ради своего ребёнка/детей? Чего я жду?
3. Что я делаю для себя?
4. Ради чего я работаю?
5. Ради чего я готов делать то, что не хочу, но должен?
6. В чем я себя обманываю?
Почему ответы на эти вопросы важны? Почему без них не будет дела жизни, финансовой свободы и счастливых отношений в семье?
Потому что мечтания, выполнение своих "хочу", придание смысла делам дарят эмоции, дарят чувственную энергию. Это наш колодец жизненной силы. Если человек развивается, трудится с радостью и иногда ест мороженое, если ему дарят валентинку или поздравляют с праздником, его колодец наполняется энергией.
Эту энергию (кто не любит слово энергия, пусть будут эмоции/радость/жизненная сила) мы пускаем на дела, которые выполнять трудно, но важно - на ответственности.
А теперь взвесьте:
+ Сколько энергии приходит в ваш колодец? Что вам её дарит?
- Сколько энергии вы тратите? Что её забирает?
Взвешивайте честно. 1 мороженое, скорее всего, не окупит год нелюбимой работы. Понадобится не менее "500 эскимо", а это вредно для здоровья...
Забота о себе, развитие себя, вложения в себя - очень важны для родителя. (Это далеко не единственный путь изменить свое состояние, помните об этом).
***
Вчера я проводила консультацию с молодой мамой, которая призналась, что все-все делает ради ребёнка, хочет дать ему максимум, которого не было у неё самой, и в результате привыкла отказывать себе в радостях и даже в развивающих занятиях.
Я рассказала ей еврейскую майсу (притчу) о женщине, у которой было много детей, которая ничего не успевала и совсем потеряла смысл жизни и её радости, ругалась на детей.
По совету раввина она стала по вечерам закрываться на час одна в комнате. С тех пор её состояние изменилось: она стала спокойной, терпеливой, нежной, и дела стали ладиться.
Как-то детям удалось увидеть, что же мама делала одна в комнате...
Она...пила чай с конфетами с тишине. И на вопрос детей ответила: "Я делаю вам счастливую маму".