Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

Самые страшные фильмы советского детства: таежный кошмар покорителей Сибири «Злой дух Ямбуя»

Серия текстов про жутковатые фильмы, вышедшие в СССР до начала Перестройки и видеосалонов, продолжается. Спасибо гостям и подписчикам канала, напоминающим о некоторых названиях. На этот раз вспомним про жуткий «медвежий» этнотриллер «Злой дух Ямбуя» (1977), который во многом заходит на территорию хоррора. Еще одно доказательство того, что «Вий» был не единственным советским доперестроечным ужастиком. 2 сентября 1949 года. Геодезисты, делавшие карту малодоступных районов Восточной Сибири, возвращается домой, лишь немногие остались на хребте Становом. Уходящих догоняет сообщение: на гольце Ямбуй исчез наблюдатель Ефименко, а ранее там пропал сотрудник Петрик. Искать их идет начальник геодезической партии Григорий Федосеев (Юрий Заборовский), с ним еще несколько человек. Далее геодезисты узнают, что на Ямбуе исчез еще один коллега, а местные эвенки пугают злым духом Ямбуя, погубившим пару их соплеменников. «На Ямбуй ходи, назад – нету»
«Это я уже слышал...» Выходит, пропало пятеро. Б

Серия текстов про жутковатые фильмы, вышедшие в СССР до начала Перестройки и видеосалонов, продолжается. Спасибо гостям и подписчикам канала, напоминающим о некоторых названиях. На этот раз вспомним про жуткий «медвежий» этнотриллер «Злой дух Ямбуя» (1977), который во многом заходит на территорию хоррора. Еще одно доказательство того, что «Вий» был не единственным советским доперестроечным ужастиком.

Кадр из к/ф «Злой дух Ямбуя».
Кадр из к/ф «Злой дух Ямбуя».

2 сентября 1949 года. Геодезисты, делавшие карту малодоступных районов Восточной Сибири, возвращается домой, лишь немногие остались на хребте Становом. Уходящих догоняет сообщение: на гольце Ямбуй исчез наблюдатель Ефименко, а ранее там пропал сотрудник Петрик. Искать их идет начальник геодезической партии Григорий Федосеев (Юрий Заборовский), с ним еще несколько человек.

Далее геодезисты узнают, что на Ямбуе исчез еще один коллега, а местные эвенки пугают злым духом Ямбуя, погубившим пару их соплеменников.

«На Ямбуй ходи, назад – нету»
«Это я уже слышал...»
Эвенки верят, что на горе живет злой дух. Кадр из к/ф «Злой дух Ямбуя».
Эвенки верят, что на горе живет злой дух. Кадр из к/ф «Злой дух Ямбуя».

Выходит, пропало пятеро. Быстро выясняется, что духи духами, но медведь тут точно бродит, хотя ему пора бы спать. Здоровенный медведь-людоед и будет антагонистом. Разбираться с ним поможет пожилой эвенк Карарбах.

При встрече с эвенками тревожно сразу, как только при виде москвича плачет ребенок. «Неужели русский такой страшный?» «У тебя острый нос, птица похож. Глаз как у оленя. Где он мог видеть такие люди?»

Уже после 10 минут фильма санпенс нагнетают собаки, рассказ бабушки про злого духа Харви, забирающего людей у подножья горы (ранее так же исчезли два эвенка), сцены семейного поедания оленины, игры детей костями, демонстрация отсутствия ушных раковин, за счет которых охотник-эвенк смог не помереть от голода в тайге... очень сурово.

По нынешним меркам, все эти сцены создают атмосферу этнохоррора. Да еще какого этно! Почти документально снятые картины быта эвенков могут встревожить городского жителя даже без жанровой условности.

В итоге мужики, несмотря на отговоры местных мудрецов, отправляются к Ямбую. Тут снова жуткие сцены приема пищи: участники похода по народной традиции лакомятся медведем... за обедом не смотреть!

Отчасти сибирский медвежий хоррор по повести Григория Федосеева перекликается с историей 19 века, которая легла в основу фильма про львов «Призрак и Тьма».

Одна из лучших хоррор-сцен с напуганным героем. Кадр из к/ф «Злой дух Ямбуя».
Одна из лучших хоррор-сцен с напуганным героем. Кадр из к/ф «Злой дух Ямбуя».

Фильм порой похож на якутские хорроры и на современные канадские и американские хоррор-вестерны. От будоражащих триллер-сцен (под типичное для мрачного жанра музыкальное сопровождение), вроде переправы через реку на оленях, фильм приближается к ужастику: нагоняет жуть гроза в горах, сцена в медвежьей ловушке, куда угодил герой...

И отличный джампскейр (в советском детстве мы, конечно, не знали ни этого термина, ни русского синонима бу-эффект) с ревущим толстомордым медведем! А потом еще около минуты как визуального, так и звукового кошмара (орет медведь так, что хочется спрятаться под подушку).

Даже панорама хребта с вертолета усиливает паранойю: сейчас с дрона такую тошнотворную трясучку легко не снимешь. И даже простой соболь тут снят таким злющим, что страшнее соболя мы вряд ли когда-то видели.

Дальше жестче. После часа действия советские авторы, не имевшие особых хоррор-навыков, покажут, как выглядит смертельно напуганный герой. Это жуть. И высший класс, даже по сегодняшним меркам.

Вторая половина кино плотно посвящена борьбе с обитающим на горе монстром. Да, это медведь. Но не факт, что только он. Фильм наполнен духом таежной магии и очевиден мотив противостояния диких сибирских земель пришельцам с запада. Этот мистицизм выводит триллер на уровень метафор, свойственных уже не триллерам, а ужастикам.

Ночь, что проводит на горе рядом с телом товарища Федосеев, уже стопроцентный хоррор: с паранойей, приступами безумия, с яростными атаками таежного демонюги... Финальная схватка тоже вполне хоррор, тут и джампскейры, и удивительная живучесть соперника, и прочие детали.

Кадр из к/ф «Злой дух Ямбуя».
Кадр из к/ф «Злой дух Ямбуя».

На этом подборку про фильмы, наводившие страх в советском детстве, пока не заканчиваю, стоит написать еще про пару – тройку фильмов.

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!