У каждого человека есть свой субъективный опыт. Некоторые люди уделяют очень большое внимание развитию своих навыков и компетенций, они всё время ходят на различные обучения и таким образом получают новый опыт. Для кого-то весь опыт человека строится на его ролевых моделях, кем он является: руководителем, тренером, наставником. Ему важно занимать различные ключевые роли в обществе. В общем и целом, опыт у каждого свой.
Роберт Дилтс – один из первых разработчиков системы нейролингвистического программирования (НЛП) – создал гениальную модель, с помощью которой можно описать опыт любого человека. Она называется «Пирамида нейрологических уровней» – модель иерархии субъективного опыта.
Какую роль выполняет данная модель?
Она описывает структуру субъективного опыта для того, чтобы научиться ей управлять. Ведь мы можем управлять только тем, структуру чего мы знаем. Наша внутренняя опора состоит из нашего опыта, научившись управлять нашим опытом, мы сможем управлять нашей внутренней опорой.
Почему модель имеет иерархическое строение?
Структура нашего опыта состоит из различных уровней: есть менее значимые и более значимые для нас. Зная все эти уровни, мы можем формировать своё идеальное Я, создавать различные ролевые модели, выстраивать нашу речь согласно уровням нашего опыта. Определить каждый из уровней нашего опыта нам помогут вопросы.
1 уровень – Окружение
Окружение – наш базовый, основополагающий уровень. Как только мы рождаемся на свет младенцами, мы сразу же попадаем в окружение. И каждый из нас, читая сейчас эту статью, также находится в определенном окружении. К примеру, в своей квартире, за ноутбуком, вокруг члены вашей семьи, домашние питомцы – всё, что я сейчас описал, является вашим окружением.
Определить наше окружение нам помогут 3 вопроса:
❓Кто (меня окружает)?
❓Что (меня окружает)?
❓Где (я нахожусь)?
Мы ВСЕГДА взаимодействуем с окружением. Даже когда стоим на полу или вдыхаем воздух – это уже считается взаимодействием.
2 уровень – Поведение
Наше поведение отвечает на вопрос:
❓«Что я делаю?»
Поведение – это наши шаги, наши действия: хожу, лежу, стою, сижу, работаю и так далее. И когда мы раз за разом производим какие-то определенные действия, мы уже приобретаем навык.
Возьмем пример с любой игрой. Допустим мы учимся играть в баскетбол. На первом этапе мы знакомимся с мячом: бьем им об пол, подкидываем его – это просто действия. Но когда мы забрасываем мяч в корзину – это уже способность. Поскольку, чтобы сделать это, нам нужно: некоторое время тренироваться; научиться занимать правильное положение рук при броске; рассчитать силу удара, чтобы прицелиться и попасть.
3 уровень – Способности
❓«Как я делаю?»
Способность делать что-либо формируется спустя многочисленное повторение определенных действий. Чем отличается просто действие от способности? Можно идти, а можно шагать модельной походкой. Можно дышать, а можно выполнять осознанную дыхательную практику. Если действие отвечает на вопрос: «что делать?», способность отвечает на вопрос: «как это делать?». Идти (как?) модельной походкой, дышать (как?) осознанно, бросать мяч (как?) метко и так далее.
К какому из вышеперечисленных уровней относятся наши чувства?
Чувства — это тоже поведение. Что делать? Чувствовать радость/грусть/вдохновение/усталость/легкость/одиночество и так далее. Важно не путать чувства и способности.
Вопросы, которые мы задаем, показывают, на каком уровне опыта мы находимся. В следующих статьях мы поговорим о более сложных уровнях структуры опыта.
Предлагаю продолжить и углубить проделанную вами работу на личной консультации
👉 WhatsApp, Tel: +79086311911
👉 Подписывайтесь https://t.me/lifeuspeh
Автор: Наумов Виталий Александрович
Психолог, Супервизор, Гипнолог-миллионеров наставник
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru