Иоганн Себастьян Бах - выдающийся немецкий композитор, наиболее известный своей величественной музыкой. Бах был также замечательным музыкальным инноватором, развивавшим многие жанры, включая кантаты, прелюдии и фуги. Его вклад в музыкальную историю трудно переоценить.
Несмотря на это, мало что известно о жизни самого композитора. Его биографии находятся под сомнением из-за нехватки исторических документов. Однако, мы можем сказать с уверенностью, что Бах умер 28 июля 1750 года от инсульта в Лейпциге, где он прожил многие годы.
Однако, мало кто знает, что Иоганн Себастьян Бах сделал значительный вклад в криминалистику, хотя и после своей смерти. Его музыкальные произведения, особенно его фуги, были использованы в качестве доказательств в судебных процессах. В частности, "Токката и фуга ре минор" были использованы в качестве доказательства в деле о насилии над женщиной в 1970-х годах в США.
Более того, современные исследования показывают, что музыка Баха может иметь положительный эффект на психическое здоровье, в том числе настроение и сон. Это делает его музыку не только прекрасным произведением искусства, но и важным инструментом для улучшения здоровья и благополучия людей.
Попытка реставрации
В 1894 году Йоханнескерк, церковь в городе Лейпциге, была подвергнута реставрации и расширению. В рамках этих работ, также была задействована и часть кладбища, где якобы были захоронены останки знаменитого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Существовало легендарное предание о том, что Баха похоронили в дубовом гробу, расположенном в шести шагах от южных дверей церкви. Из погребальных книг церкви было известно, что только 12 из 1400 жителей Лейпцига, умерших в 1750 году, были похоронены в дубовом гробу. 22 октября 1894 года был обнаружен дубовый гроб на указанном месте, что вызвало интерес исследователей. Останки, найденные в гробу, были изучены группой анатомов и врачей, возглавляемых доктором Вильгельмом Хисом, профессором анатомии Лейпцигского университета. Исследователи пришли к выводу, что скелет принадлежал мужчине, которому на момент смерти было около 65 лет - возраст, соответствующий возрасту Баха.
Весной 1895 года, Хис опубликовал отчет, получивший громкое название «Иоганн Себастьян Бах: Forschungen über dessen Grabstätte, Gebeine und Antlitz», в котором он утверждал, что скелет, обнаруженный в дубовом гробу, принадлежал Баху. Он также попытался восстановить лицо композитора по слепку оригинального черепа. Хис был убежден, что на основе черепа можно воссоздать лицо человека. В качестве эксперимента, он измерил толщину ткани или расстояние между кожей и костью на лицах 37 различных трупов, чтобы получить среднее значение, которое позволило ему создать максимально реалистичную реконструкцию лица. Скульптор Карл Л. Сеффнер был приглашен, чтобы помочь в этом процессе.
Однако, эта процедура вызвала сомнения в точности результата, так как Бах никогда не позировал для художников при жизни. В то время это было проблемой, которая ставила под сомнение ценность портретов.
Тем не менее, поиск черепа Баха привел к развитию новой научной дисциплины, названной черепно-лицевой реконструкцией, которая применяется в судебно-медицинских исследованиях для идентификации человеческих останков. Этот метод стал широко известен как судебно-медицинская визуализация лица и сегодня используется полицейскими и судебными властями по всему миру как эффективный инструмент в идентификации.
В 1947 году доктор Розенталь провел последнее исследование скелета Баха, которое было сфокусировано на нижних отделах для определения личности. Он заметил деформации на тазе скелета, которые могли быть результатом длительного сидения, а также следы деформации на руках, которые могли указывать на профессиональное заболевание.
Он назвал это явление Organistenkrankheit, основываясь на рентгеновских снимках одиннадцати органистов, которые, как и Бах, начали играть на органе с раннего возраста. На основе этого исследования было высказано предположение, что останки, найденные в 1894 году, действительно могут принадлежать Иоганну Себастьяну Баху.
В 2009 году ученые-медики подвергли сомнению выводы о том, что найденный скелет принадлежал великому композитору Иоганну Себастьяну Баху. Сравнение рентгеновских снимков двенадцати органистов с рентгеновскими снимками контрольной группы неорганов показало, что только 33 процента органистов страдали от деформаций, связанных с профессиональным заболеванием, в то время как 75 процентов неорганистов страдали от подобных деформаций. Эти результаты вызвали сомнения в точности реконструкции черепа Баха, предложенной Хисом. Ученые считают, что скелет, найденный в гробнице, скорее всего, не принадлежал Баху. Окончательный ответ на этот вопрос можно было бы получить путем сравнения ДНК найденного скелета с ДНК сына Баха, Карла Филиппа Эмануэля (1714-1788), но церковный совет церкви Святого Михаила в Гамбурге, где Бах был похоронен, отказывается давать разрешение на вскрытие могилы. Таким образом, до сих пор неизвестно, принадлежит ли найденный скелет на самом деле Иоганну Себастьяну Баху.