Найти в Дзене
Записки КОМИвояжёра

Как Адольф вступился за афонских монахов

У православных верующих есть особые святыни: монастыри, храмы, иконы, почитаемые либо в данной местности (местночтимые), либо всеми верующими, но есть одна святыня, связанная с особым поклонением.

Такую особую роль в православии играли монастыри на Афоне (гора на побережье Греции, где сосредоточено крупнейшее в мире православное монашество). Здесь писали иконы и книги, молились и философствовали, искали истину... Паломники из Руси считали счастьем помолиться в афонских храмах.

Монастыри Святой горы
Монастыри Святой горы

Когда император Михаил VIII Палеолог, защищаясь от натиска турок, попытался сблизиться с католиками и в ожидании помощи поддержал церковную унию с католичеством на Лионском Соборе (1274 г.), афонские старцы проявили твёрдость и категорически отказались принять унию.

Они не стали бороться – они избрали иной путь: если нельзя уйти от мира, можно не пустить этот мир в свою душу.

Именно в это время на Афоне возникают исихасты (это слово на русский язык дословно может переводиться как «молчальники», «пребывающие в покое») – удивительные монахи-подвижники, которые проходят сложнейший аскетический и молитвенный путь, целью которого является соединение с Богом, созерцание Божественных энергий. Исихасты действительно доводили себя безмолвием, бесконечными молитвами, отрешением от мира до состояния, когда начинали видеть «Нетварный Свет», как увидели его апостолы во время Преображения Христа на Фаворе – этим они приобщались к Божественным энергиям, к самому Богу.

Можно позавидовать этим почти святым людям, которым было дано путём аскетической жизни, беспрестанной молитвы, безмолвия увидеть нечто, приближающее к постижению Бога.

Смущает только одно: это личное, глубоко индивидуальное, только тебе удавшееся постижение высшего Света – всё остальное мешает твоему «умному деланию». Поэтому когда на Византию двинулись турки, монахи Афона подчинились победителям, приняли их требования и регулярно платили за право остаться на Афоне и молиться (постигая Божественный Свет). На каждого монаха был наложен харадж – налог на немусульманина, но порой султаны требовали внеочередной выплаты (деньги очень нужны). Монахи платили.

Нет, я не требую, чтобы святые старцы с крестом в руках возглавили «партизанское движение против интервентов», но во время реконкисты – битв испанцев и португальцев с арабами на Пиренейском полуострове – священники в храмах и в рядах воинов призывали христиан всячески сопротивляться сарацинам и объявили войну за освобождение земель битвой за христианскую веру, а каждого, кто в ней участвовал, – воином Христа.

А афонские старцы молились, ожидая явления Фаворского света. Султан Селим I охотно подтвердил привилегии Святой Горы, более того, везде во владениях султана запрещалось строить и восстанавливать христианские здания, однако для Афона было сделано исключение – правда, за это был увеличен подушный налог на монахов. Платили и молились.

Уже в ХХ веке во время Второй мировой войны немцы заняли Грецию, и болгары, союзники нацистов, изъявили желание взять Святую Гору под собственный контроль. Афонские святые старцы воспротивились и направили прошение Адольфу Гитлеру, чтобы он взял Афон под свою защиту. Гитлер запретил любым вооружённым силам занимать Святую гору – контролировать исполнение этого приказа Гитлер поручил гестапо.

И монахи продолжали молитвы, ожидая явления Фаворского света праведникам.

«По плодам их узнаете их» (Матф. 7:16).