Последнее время различные сервисы с ИИ наделали очень много шума. Если сейчас заглянуть в новости, то там огромное количество статей, которые обещают безработицу. Огромное количество статей касаются именно разработки ПО, т.к. кто-то уже даже применяет из для написания кода.
Мне даже подруга из Израиля написал то, что в их организации сократили джунов, т.к. для написания простого кода стали активно использовать ИИ (это по ее догадкам).
С одной стороны, мне нравится идея того, что за меня когда-то будет работать машина, но нужно смотреть на события более трезво.
Все эти разработки безусловно крутые и могут облегчить труд, но рынок труда в ближайшее время они не перевернут.
Во-первых, если даже смотреть на сферу разработки ПО, то там уже давно не было проблемы с написанием какого-то простого кода, например, на PHP. Огромное количество готовых библиотек и примеров их использования есть в открытом доступе. Оставалось только найти нужный пример и адаптировать его под свою задачу.
Во-вторых, даже если ИИ напишет какой-то кусок кода, то его так же нужно будет адаптировать под свой проект, придумать как использовать в рамках проекта. Никакой ИИ не может целиком написать сервис и не сможет в обозримом будущем.
Если оценивать разработку как инструмент для бизнеса, то там всегда было одной из главных сложностей не написание рабочего кода, а разработка сервиса, который бы решал конкретную бизнес-задачу. Вот тут и есть главная сложность, с которой не всегда справляются даже опытные специалисты.
Представители бизнеса выявляют какую-то проблему, но они знают лишь то, что проблема существует. В большинстве случаев они ничего не знают о том, как это проблему можно решить. Именно по этой причине они обращаются к специалистам, которые должны не просто написать рабочий код, а проникнуться проблемой клиента и разработать комплексное решение для его проблемы.
Люди слишком нелогичны для того, чтобы ИИ мог их правильно понять.
Я часто работаю с клиентами, обрабатываю их проблемы и придумываю какие-то индивидуальные решения для клиентов. Описание проблемы иногда настолько запутано и нелогично, что даже опытный специалист не разберется "без бутылки".
Как-то раз я получал претензию от клиента, который ничего конкретно не мог описать кроме того, что предоставленное решение не является красивым. Выяснить то, что для него является "Красивым" - отдельная история.
Даже если ИИ получит активное распространение, то станет лишь одним из многих дополнительных инструментов в работе, ибо даже очень продвинутый AI не сможет понять сугубо субъектов представление человека о прекрасном и правильном.
Еще давайте не будем забывать о том, сколько Багов (ошибок) встречается в продуктах, которые разрабатывают огромные опытные команды. Например, Windows 1.0 вышла в ноябре 1985 года. Этот программный продукт разрабатывает по сей день огромная команда разработчиков, продукт проходит множество этапов тестирования, но там по прежнему огромное количество глюков. Хотя, казалось бы, большинство действий в операционной системы достаточно типичные, но баги кочуют из версии в версию.
Да, они тоже сейчас активно внедряют ИИ в свои продукты, но это будет лишь еще один уровень пользовательского интерфейса, который будет упрощать работу в системе.
В целом, я вообще не знаю продуктов, которые были бы идеальными. Баги есть у всех. В связи с этим я уверен в том, что в любых сервисах с ИИ багов будет еще больше, ибо они часто дают сложнопрогнозируемый результат. Нужен ли такой результат бизнесу, который может потерять миллионы в результате программной ошибки и неверного результата? Сомневаюсь.
Исходя из всего этого я делаю выводы о том, что если кто-то и попадет под сокращения, то лишь от того, что у этого специалиста весьма поверхностный уровень знаний и отсутствует клиентоориентированность. Естественно то, что если какой-то специалист не может работать от "потребности" клиента, а процент ошибок он допускает примерно такой же, как ИИ, то его можно заменить.
Если сейчас где-то и прошли сокращения, то я готов сделать ставку на то, что убрали тех специалистов, которые и так уже были под прицелом в связи с кадровой оптимизаций и текущей экономической ситуацией.
Так же есть огромные барьеры в виде зоны ответственности. Например, если машиной полностью управлял автопилот, который устроил аварию, то кто должен нести ответственность за аварию? Либо, если на каком-то высокоточном производстве ИИ пропустил брак, что после привело к ужасным последствиям? Есть вещи, которые могут взрываться так, что половину города может разнести. Звучит страшно, но это факт.
Не вижу никаких предпосылок к тому, чтобы в ближайшие 30 лет рынок труда перевернулся, но вижу предпосылки к тому, что специалистам уже наконец-то пора задумываться о том, чтобы прокачивать свои компетенции и расширять их.
Благодаря многочисленным курсам, которые дают поверхностные знания и раздутое самомнение мы уже давно двигаемся к тому, что как-то мало только уметь писать код или хорошо выполнять какую-либо другую низкоуровневую задачу.
Не останавливайтесь, прокачивайте свои знания в самых разных сферах, которые даже косвенно касаются вашей деятельности и вы всегда будете с работой. Хорошие специалисты всегда будут в цене. Подписывайтесь на наш подкаст и слушайте наши выпуски, чтобы вы могли стать еще лучше =)