Если вашей стиральной машине больше пяти лет, то во время отжима она может начать издавать странные звуки, «брыкаться» и даже прыгать! Звук ударов в момент разгона барабана на отжиме – тоже явный признак зародившейся неисправности, но не спешите звать разводилу-обдиралу-мастера и платить ему бабки, устранить баг сможет любой мужик, хоть раз державший отвертку и гаечный ключ в руках!
Наша старушка и любимица ASKO Compact112, которой как раз исполняется 28 лет, тоже слегка занедужила, характерный стук проявился при разгоне барабана в режиме отжима и я уже предполагал, что это такое – это, братцы, наступила закономерная хана амортизатору.
Проверить и подтвердить диагноз легко и вы это можете сделать со своей машиной, не важно, какой она системы – с верхней загрузкой, как у нас, или с привычной фронтальной, с прозрачным боковым круглым окном-крышкой.
Для проверки отключите от сети машину, откройте дверцу и попробуйте резко «качнуть» бак, в котором находится барабан вверх-вниз или влево-вправо (если доступа непосредственно к баку нет, то толкать надо барабан, но не крутить его, а «пихать» из стороны в сторону). При исправном амортизаторе бак в момент прекращения воздействия тут же остановится, а вот если амортизаторы неисправны – он будет еще некоторое время раскачиваться на пружинах (на которых он вывешен внутри корпуса машины) с постепенным затуханием колебаний.
Задача амортизатора как раз и состоит в том, чтобы в момент рывка при запуске мотора на отжиме сдержать движение тяжелого бака, для этого в стиральной машине и устанавливаются амортизаторы, количество которых, кстати, будет различаться от модели к модели, на сколько я понял, максимальное количество – 4 штуки, а может быть и всего один.
Наша стиралка-пенсионерка быстро обнаружила неисправность: бак после толчка рукой долго еще раскачивался, поскольку он (как и в остальных машинах) подвешен на пружинах, значит – амортизатор вышел из строя.
В нашем варианте мне предстояло снять заднюю крышку на корпусе, чтобы получить доступ к внутренностям и выяснить, сколько у машины амортизаторов и в каком они состоянии.
Все работы надо производить при отключенной машинке и перекрытом кране подачи воды, вполне возможно, что вам придется и вовсе скинуть напорный шланг, чтобы нормально заниматься ремонтом.
Амортизатор в нашей стиральной машине оказался всего один (слава Богу, хвала финским инженерам!) и в легком доступе, вот он - серебряный цилиндрик, установленный как подпорка под массивный утяжелитель бака:
Демонтировать амортизатор просто – надо открутить всего одну гайку. Чтобы удобно работать, я подложил под одну сторону машины деревянные чурбачки и наклонил корпус.
Снимать сам шток я не стал – и правильно сделал, потому что добраться до гайки, которая держит его гораздо сложнее и нет необходимости его снимать, причина поломки не в нем. Как же все просто! Но я, как говорится, рано радовался! Все дело в том, что существует всего два типа амортизаторов. Один (наиболее простой и распространенный) – это «фрикционный» амортизатор, принцип действия которого состоит в том, что движение штока в цилиндре сдерживает прокладка. Она плотно обхватывает шток и в момент старта мотора за счет силы трения не дает ему быстро переместиться относительно цилиндра. За годы эксплуатации деградирует смазка, а также просаживается и истирается прокладка. Есть два варианта, как восстановить работоспособность стиральной машины – либо поменять прокладку (эта процедура массово освещена самодеятельными мастерами в Сети), для чего в ход пускают подручные материалы - вспененные пластики и даже обычные кожаные ремни, либо надо тупо посмотреть маркировку и заказать новые детали, такие амортизаторы, по счастью, есть везде и они очень дешевы.
В моем же случае задача существенно менялась, поскольку здесь был применен другой тип амортизатора, редкий, а именно – фрикционно-пружинный. Его задача состоит не только в том, чтобы препятствовать движению бака в момент рывка мотора на отжиме, но и в поддержке всей конструкции, в которую входит бак с барабаном и чугунный успокоитель. Если и у вас будет такой амортизатор, а, что еще более удивительно, их применяют до сих пор на машинах ASKO, Gorenje, Miele, то путь у вас будет только один – в магазин, ибо конструкция амортизаторов не подразумевает возможность его разобрать и отремонтировать, соответственно, из-за сложности конструктива и ценник на запчасть возрастет.
Если обычный фрикционный амортизатор может стоить 300-800 рублей, в зависимости от модели и производителя, то необходимая мне запасная часть была куплена за 1800, причем пришлось еще и потрудиться, чтобы ее найти.
Демонтировать амортизатор не составило труда, он фиксируется, как уже было сказано, всего одной гайкой. Теперь можно было увидеть и маркировку, которая очень поможет в поиске аналогичной детали.
Увы, но на поиски и покупку у нас ушло… более двух недель, в течение которых пришлось копить белье и даже возить его в Москву на стирку в нашей второй стиралке. Причина столь долгого простоя идиотическая: вместо заказанного оригинального амортизатора продавец с Озона прислал совершенно другой амортизатор, просто издевка! Пришлось сдавать его и перезаказывать нужный в другом месте.
Пришедший амортизатор оказался практически идентичным старому с одной лишь, разницей – диаметр резьбы у штока другой, меньший, так что мне осталось только подобрать нужную гайку, прежде, чем установить деталь на место.
Поставить деталь на место удалось очень быстро, закрутил гайку, вернул на место панель, вновь соединил машину и напорный «гидрант» при помощи гибкого шланга.
Перед испытанием машины вновь попробовал покачать бак: абсолютно другое поведение – толкаешь его, а он тут же встает, как вкопанный – именно так и обязано все работать!
Стендовые испытания доказали правильность действий – старой машинке продлена жизнь и началась, наконец, активная стирка накопленных, за две недели, вещей!..
Не забываем ставить лайк и подписываться! )
Еще замечательные статьи по теме самостоятельных ремонтов:
Ремонт бытовой техники: почему я больше не обращаюсь за помощью к "специалистам".
Плавный пуск для инструмента в розетке-переноске своими руками за час!