Дискуссия о том, требуется ли в России дистанционная продажа алкоголя, ведётся уже давно. У неё существует как целая армия сторонников, так и целая армия ведомств, которые занимают "запретительную" позицию. Говоря о дистанционной продаже алкоголя важно понимать, что она может существенно помочь в продажах и в развитии отечественному виноделию (а сегодня, когда мы говорим о дистанционной продаже, мы говорим в первую очередь именно о продаже натурального виноградного вина, не о водке или бренди, не о виски или ликерах и настойках, а именно о вине.
Почему это так? Связано это с тем, что виноделие, в отличие от производства водки и почти всех остальных крепких алкогольных напитков, это отрасль сельского хозяйства. Оно сильно привязано к земле, к виноградникам, к переработке свежих ягод винограда и занимаются им не только крупные "комбинаты вина", но и малые хозяйства, если угодно фермерские, авторские. И эти малые винодельни сталкиваются с одной большой проблемой которая называется "отсутствие канала продаж" Дело в том, что на сегодняшний день большая часть продуктовой розницы которая есть в России - это сложившиеся крупные федеральные торговые сети. Такие как Магнит, Пятерочка, Дикси, Красное и белое, к примеру. Да, их довольно много, но это именно сети. С одной стороны это хорошо для покупателя, потому что он в любом городе может найти магазин с привычным ассортиментом, с подходящим ему уровнем цен и купить там всё что ему нужно. Да что "в городе" - сети есть уже практически в каждом более-менее крупном селе (как минимум в европейской части страны).
Но с другой стороны для малого производителя это очень плохо - у него нет ни малейшей возможности, в принципе, зайти в сетевую розницу. Он не может продавать свой товар через сетевые магазины по одной простой причине - любые переговоры о поставках начинаются с того, что сеть говорит "нам нужен миллион бутылок в год!" (условно, пусть не миллион, а 100 тысяч), а у производителя, у малой винодельни, их всего в год есть 10 тысяч. Ну или 15, или даже 20. И все, приехали. Для того, чтобы распродать этот объем "на месте", в магазине при винодельне это слишком много. Для сети - слишком мало. А других магазинов, к огромному сожалению, уже практически нет - вымерли, как мамонты. И вот возникает эта самая проблема - вы произвели хорошее вино, произвели хороший товар, но куда его поставить на реализацию? Если с другими товарами как-то можно работать через интернет-маркетплейсы, через Яндекс.маркет, через Озон, через Wildberries, через что-то ещё, то с вином проблема - у нас существует законодательный запрет дистанционных продаж алкоголя, который полностью блокирует этот путь.
С этой точки зрения для развития отечественного виноделия закон безусловно очень нужен, очень важен и очень полезен. Он сможет существенно улучшить бизнес-климат для отечественного виноделия. Важно понимать, что в мировой практике продажи "из дверей винодельни" и "прямые продажи клиентам по подписке", "продажи через Интернет" в тех странах, которые занимаются производством вина и там где это разрешено, это весьма ощутимый процент. Скажем, в Австралии, до 60% виноделен назвали прямые продажи "важнейшим каналом не только продаж, но и коммуникации с потребителем", потому что он позволяет хорошим винодельням сформировать долговременные связи с теми потребителями, которым нравится их продукт, и поддерживать ее годами.
Одновременно он будет очень полезен и потребителю - любитель вина перестанет зависеть от того, что продают в его городе или поселке сетевые магазины и получает возможность пробовать любые вина, производимые в стране, от любого интересного ему винодела, из любого нравящегося ему сорта и т.д.
Отвечая же на вопрос скептиков о том, а не приведет ли этот путь "к дальнейшей алкоголизации населения", которым так любят "козырять" всевозможные радетели за ЗОЖ, скажу только одно - российское вино с теми ценами, по которым оно сегодня продается, это настолько не конкурент повсеместно доступной водке в отношении алкоголизации, что сама постановка вопроса в такой форме выдает в спрашивающем "фанатичного трезвенника" и не более.