Найти тему
АиФ-Омск

Поклона не будет. В Лицейском театре Омска - премьера по Булгакову

Оглавление
   Одна из последних сцен спектакля, где Мольер погибает.
Одна из последних сцен спектакля, где Мольер погибает.

Пьесу Михаила Булгакова «Кабала святош» знает, наверное, каждый образованный человек. Драматург написал её в 1929 году, её пытались поставить во МХАТе, но пьесу то исправляли, то запрещали.

В конце концов спектакль с изменённым названием всё-таки вышел в 1936 году. Премьера состоялась 16 февраля (символично, так как 17 февраля – день смерти Мольера, и этот день присутствует в пьесе), но уже в марте он был запрещён. Цензоры нашли в нём то, что, в общем-то, трудно не найти – власть тирана, которому вынужден подчиняться талант, чтобы выжить. Понятно, что такой спектакль был признан реакционным и снят.

Пьеса разложилась на труппу

   Иногда и королю приходится быть ниже своих придворных. Фото: Лицейский театр/ Асия Красько
Иногда и королю приходится быть ниже своих придворных. Фото: Лицейский театр/ Асия Красько

Излишне говорить, что, когда произошла «отмена отмены» Булгакова, его творчество стало невероятно востребованным. В том числе, разумеется, и такая знаковая вещь, как «Кабала святош». Ставили и ставят пьесу и в столичных, и в омских театрах. Но спектакль в Лицейском точно не стал ещё одним, рядовым и проходным. И режиссёр, и актёры очень точно показали и личную драму Жана-Батиста Поклена де Мольера, и муки творческого человека, вынужденного писать панегирики в честь короля Франции.

Как рассказывал ранее «АиФ в Омске» Алексей Осипов, подбирая литературный материал для дипломного спектакля, он руководствовался не только собственными предпочтениями, но и наличием в труппе актёров, которые могут сыграть те или иные роли. «Пьеса должна «разложиться» на труппу, и с «Кабалой святош» это получилось», - говорил режиссёр. Он также рассказал, что спектакль будет играть два состава – потому что для каждого актёра нужны роли, он должен всегда играть, быть востребованным.

   Занавес из рубашек - отдельный элемент спектакля. Фото: Лицейский театр/ Асия Красько
Занавес из рубашек - отдельный элемент спектакля. Фото: Лицейский театр/ Асия Красько

Но есть главные роли, которые в каждом спектакле будет исполнять один и тот же артист. Это сам Мольер (невероятно убедителен в этой роли Николай Пушкарёв). Прекрасно воплотил настоящего злодея и интригана Шаррона Иван Пермяков, он также единственный в обоих составах. Король, «Солнце Франции», Людовик Великий – конечно, это Евгений Точилов. Собственно говоря, практически все мужские роли, за исключением тушильщика свечей и несчастного слуги Мольера Бутона, исполняют одни и те же актёры.

С главными женскими героинями - Мадленой и Армандой Бежар – не так: их играют по две девушки, и почти наверняка спектакли будут отличаться друг от друга, ведь каждая из них привносит в постановку свою энергетику и собственное видение этой роли.

Отдельной удачей режиссёра, который также является художником-постановщиком спектакля, являются сценография и костюмы. Небольшая сцена Лицейского вмещает всех персонажей и все слои величия – король всегда выше. Очень точно, глубинно и красиво решена сцена исповеди и смерти Мадлены.

   Король Людовик в исполении Евгения Точилова и впрямь Сонце Франции.Фото: Лицейский театр/ Асия Красько
Король Людовик в исполении Евгения Точилова и впрямь Сонце Франции.Фото: Лицейский театр/ Асия Красько

Костюмы же – органичная стилизация, как и занавес из огромного количества рубашек. Он просто полноправный участник как спектаклей самого господина Мольера, так и постановки Осипова. Костюмы, грим, котурны – всё вроде бы из разных эпох и театров, но всё органично складывается в единый ансамбль.

Сдача и премьера

Сдача омского спектакля в Лицейском театре (вспомним МХАТ) состоялась 17 февраля, в день смерти Мольера. И потому артисты не вышли на поклон; отдавая дань памяти великому драматургу, не стали вызывать аплодисменты, которых они, безусловно, достойны.

   Кардинал торжествует - он победил проклятого комедианта. Фото: Лицейский театр/ Асия Красько
Кардинал торжествует - он победил проклятого комедианта. Фото: Лицейский театр/ Асия Красько

Официальная премьера «Кабалы святош» - 18 и 19 февраля (чтобы зрители смогли увидеть оба состава). К счастью, сегодня нет цензуры, и поэтому у спектакля, вышедшего в один день с первой постановкой во МХАТе, наверняка будет лучшая судьба.

И да, конечно, все билеты на премьеру давно проданы, но в конце марта «Кабала святош» в Лицейском театре будет показана трижды. Так что у зрителей ещё есть шанс на приобретение билетов.

Действующие лица и исполнители

  • Мольер - Николай Пушкарёв
  • Мадлена Бежар - Дарья Мегдан, Дарья Оклей
  • Арманда Бежар - Светлана Позднякова, Фариза Баткина
  • Мариэтта Риваль - Анастасия Максименко
  • Лагранж - Евгений Трубкин
  • Муаррон - Валентин Рудяк
  • Бутон - Маис Керимов, Семен Полторанин
  • Людовик ХIV - Евгений Точилов
  • Маркиз д Орсиньи - Станислав Величко
  • Шаррон - Иван Пермяков
  • Справедливый сапожник - Евгений Хохлов
  • Шарлатан с клавесином - Иван Мельников
  • Отец Варфоломей - Иван Мельников
  • Брат Сила, Брат Верность - Игорь Майоров

18+