Научная библеистика стала возможна только в девятнадцатом веке. До этой поры церковь, порой очень жестко, пресекала все попытки пролить свет на эпоху возникновения христианства и поиски ответа на вопрос об историчности личности Иисуса. Вслед за современной библеистикой попробуем и мы получить ответ как на этот вопрос, так и на другие связанные с ним.
Христианская традиция, доказывая историчность Христа, любит ссылаться на свидетельства писателей -язычников. Таких писателей - трое. Это историки Тацит и Светоний, а также Плиний Младший, как сейчас бы сказали, общественный деятель.
Начнем рассмотрение вопроса с того, что было известно Тациту.
Тацит Римский историк и писатель (яндекс- картинки)
ТАЦИТ ПУБЛИЙ КОРНЕЛИЙ - римский государственный деятель и историк. Был военным трибуном, квестором, эдилом и претором, вошел в состав сената. В 112-113 годах Тацит назначен проконсулом в Азию. Главными его сочинениями являются: «Диалог об ораторах», «О жизни и характере Юлия Агриколы» («Агрикола»), «О происхождении и положении германцев» («Германия»), «История»,От кончины божественного Августа» («Анналы»). По обсуждаемому вопросу нас интересует фрагмент из "Анналов", в котором Тацит описывает пожар Рима при Нероне. Вот он:
"И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличенных не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады; тогда же он дал представление в цирке, во время которого сидел среди толпы в одежде возничего или правил упряжкой, участвуя в состязании колесниц. И хотя на христианах лежала вина и они заслуживали самой суровой кары, все же эти жестокости пробуждали сострадание к ним, ибо казалось, что их истребляют не в видах общественной пользы, а вследствие кровожадности одного Нерона.
Рим горит (яндекс- картинки)
Сегодня никто не подвергает сомнению авторства Тацита, особенно в свете весьма отрицательного отношения автора к жертвам репрессий. Но можно ли вполне доверять этому сообщению? Дело в том, что в описываемый период последователи Христа еще не назывались христианами. В это время (напоминаю, что пожар Рима произошел в 64 г.) они называли себя братьями, учениками, бедными, сыновьями света, а чаще всего назареями. Поэтому в 64г. в Риме не было христиан, а секта назореев еще не порвала с иудаизмом. Власти в эту пору, как впрочем и гораздо позже, не различали иудеев и последователей Христа. Напротив, в начале второго столетия, когда Тацит создавал свои "Анналы" в Риме было уже много последователей новой религии, которые уже называли себя христианами. Поэтому Тацит просто перенес современную ему обстановку на полстолетия назад. Свои сведения о тех событиях он черпал у христиан, а те и рассказали ему и о страшных преследованиях, и о сочувствии народа к казнимым, и о распятии Христа. Хотя это может быть и позднейшей вставкой, текс "Анналов" был обнаружен только в XV веке, а мы знаем как вольно обходились с текстами средневековые переписчики.
Плиний Младший (яндекс- картинки)
Вторым автором является Плиний Младший, Гай Плиний Цецилий Секунд, римский общественный деятель и писатель. Будучи наместником Вифинии, вел активную переписку с императором Трояном. Эта переписка дошла до наших дней. Ниже привожу полностью письмо Плиния Трояну и ответ императора.
Плиний Трояну.
"Я никогда не присутствовал на следствиях о христианах: поэтому я не знаю, о чем принято допрашивать и в какой мере наказывать. Не мало я и колебался, есть ли тут какое различие по возрасту, или же ничем не отличать малолеток от людей взрослых: прощать ли раскаявшихся или же человеку, который был христианином, отречение не поможет, и следует наказывать само имя, даже при отсутствии преступления, или же преступления, связанные с именем.
Пока что с теми, на кого донесли как на христиан, я действовал так. Я спрашивал их самих, христиане ли они; сознавшихся спрашивал во второй и третий раз, угрожая наказанием; упорствующих отправлял на казнь. Я не сомневался, что в чем бы они ни признались, но их следовало наказать за непреклонную закоснелость и упрямство Были и такие безумцы, которых я, как римских граждан, назначил к отправке в Рим. Затем, пока шло разбирательство, как это обычно бывает, преступников стало набираться все больше, и обнаружились случаи разнообразные.
Мне был предложен список, составленный неизвестным и содержащий много имен. Тех, кто отрицал, что они христиане или были ими, я решил отпустить, когда они, вслед за мной, призвали богов, совершили перед изображением твоим, которое я с этой целью велел принести вместе со статуями богов, жертву ладаном и вином, а кроме того похулили Христа: настоящих христиан, говорят, нельзя принудить ни к одному из этих поступков.
Другие названные доносчиком сказали, что они христиане, а затем отреклись: некоторые были, но отпали, одни три года назад, другие много тому лет, некоторые лет тому двадцать. Все они почтили и твое изображение, и статуи богов и похулили Христа.
Они утверждали, что вся их вина или заблуждение состояли в том, что они в установленный день собирались до рассвета, воспевали, чередуясь, Христа как бога и клятвенно обязывались не преступления совершать, а воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенное. После этого они обычно расходились и сходились опять для принятия пищи, обычной и невинной, но что и это они перестали делать после моего указа, которым я, по твоему распоряжению, запретил тайные общества. Тем более счел я необходимым под пыткой допросить двух рабынь, называвшихся служительницами, что здесь было правдой, и не обнаружил ничего, кроме безмерного уродливого суеверия.
Поэтому, отложив расследование, я прибегаю к твоему совету. Дело, по-моему, заслуживает обсуждения, особенно вследствие находящихся в опасности множества людей всякого возраста, всякого звания и обоих полов, которых зовут и будут звать на гибель. Зараза этого суеверия прошла не только по городам, но и по деревням и поместьям, но, кажется, ее можно остановить и помочь делу. Достоверно установлено, что храмы, почти покинутые, опять начали посещать; обычные службы, давно прекращенные, восстановлены, и всюду продается мясо жертвенных животных, на которое до сих пор едва-едва находился покупатель. Из этого легко заключить, какую толпу людей можно исправить, если позволить им раскаяться.
Траян Плинию.
"Ты поступил вполне правильно, мой Секунд, произведя следствие о тех, на кого тебе донесли как на христиан. Установить здесь какое-нибудь общее определенное правило невозможно. Выискивать их незачем: если на них поступит донос и они будут изобличены, их следует наказать, но тех, кто отречется, что они христиане, и докажет это на деле, т. е. помолится нашим богам, следует за раскаяние помиловать, хотя бы в прошлом они и были под подозрением. Безымянный донос о любом преступлении не должно приобщать во внимание. Это было бы дурным примером и не соответствует духу нашего времени.
Хотя некоторые исследователи полагают что фраза " они в установленный день собирались до рассвета, воспевали, чередуясь, Христа как бога" является позднейшей вставкой, но большинство считают подлинной. Будем так считать и мы.
Третий автор Гай Светоний Транквилл писатель, историк, учёный-энциклопедист, личный секретарь императора Адриана.
Гай Светоний Транквилл (яндекс- картинки)
В его работе "Жизнь двенадцати цезарей" есть два упоминания по интересующей нас теме. Первое в главе о Клавдии:
"Иудеев, которые, по подстрекательству Хреста, заводили непрестанные смуты, он изгнал из Рима",
И в главе посвященной Нерону:
"Наказали пытками христиан, приверженцев нового и преступного суеверия".
Оба упоминания считаются подлинными, хотя второе явно позаимствовано у Тацита.
Вот и все, что есть в дошедших до нас текстах. Все они написаны в начале второго века и говорят о наличии некоторого количества последователей нового учения, о личности самого Христа они ничего не сообщают. Более того мы не можем быть уверенны даже в том, что Светоний писал именно о том Христе, поскольку это имя тогда было весьма распространено среди рабов и вольноотпущенников.
Благодарю всех, дочитавших до конца, буду рад вашим комментариям и замечаниям. До новых встреч и всем здоровья.
5.