Однажды, когда я был маленький, мой дедушка в деревне, почти на границе с Мордовией, спросил у меня - знаю ли я почему двери в избах всегда открываются внутрь дома?
Видя, что с ответом я замешкался, рассказали мне про одну студеную да снежную зиму, когда от нашего деревенского дома одна крыша из под снега торчала. Дед говорит - отец твой с крыши катался как с горки. Пока не получил нагоняй. Всей семьей к колодцу копали проход, да на центральную улицу.
Всегда, приезжая в разные музеи, посвященные культуре и быту разных народов, вспоминаю этот случай и начинаю подмечать интересные факты - как жили, как строили.
В Костроме расположился один удивительный музей, куда свозили памятники деревянного зодчества привезённые из разных районов области. Основная территория музея-заповедника располагается за южной стеной Ипатьевского монастыря, при впадении реки Костромы в Волгу. Создание коллекции музея началось с перевозки в Кострому с затапливаемых территорий замечательного памятника деревянного зодчества начала XVIII века — Спасо-Преображенской церкви из села Спас-Вёжи (помните Деда Мазая?).
Интересно как устроены северные избы. Толщина бревна - это первое, что видно невооруженным взглядом, а вот второе - уже интереснее - изба строилась таким образом, что бы все хозяйство, скот и припасы уместились под одной крышей и в суровую зиму проживание в таком доме не предполагало выхода на улицу. Отапливалось всего одно жилое помещение, а двери и окна были максимально компактны.
А вот в упомянутом выше селе Спас-Вёжи, где как раз и любил охотится Некрасов и Иван Саввич Мазайхин был его провожатым и послужил прообразом того самого Деда Мазая, напротив - все избы, да и все строения стояли на сваях - село постоянно затапливало.
#путешествиядавыдова