Найти в Дзене
Робототехника

Замкнутый и разомкнутый контуры регулирования

Недавно обратился приятель с просьбой настроить частотник на подачу воды и поддержания заданного давления в системе подачи воды. Возможно нужно держать какую-то температуру в контуре или просто расход.

От меня ему нужно было узнать как перенастроить частотник. Так как объект удаленный, то съездить лично у меня не получилось. Поэтому предложил сделать это удаленно, но предварительно напишу какие параметры нужно изменять и на какие уставки.

И тут начался наш диалог "слепого" с "глухим". Это конечно шутка, но в целом задаю ему ряд вопросов, которые он даже не понимает.

В итоге решил написать в статье как отличаются замкнутый контур регулирования (loop) от разомкнутого контура(open - loop).

Для любого технического специалиста с высшим образованием это вопрос очевидный. Но далеко не все это помнят, а еще больше не знают.

Замкнутый контур отличается тем, что есть ключевой параметр, который влияет на работу устройства. Самый простой пример это комнатный термостат, который может включать или выключать источник тепла.

Картинка взята с яндекс картинок
Картинка взята с яндекс картинок

Здесь есть прямая цепь управления и обратная связь, снимаемая с датчика и подаваемая на вход.

Это общий принцип, так как вариантов таких схем огромное множество.

Такая система более устойчива, имеет ряд преимуществ перед разомкнутой, но требует больших знаний для создания, а также более сложное оборудование.

Теперь переходим к разомкнутой системе. Если рассматривать ту же температуру, то центральное отопление , как правило, является разомкнутой системой. Контроллеру в центральной котельной, сложно подобрать температуру для всех объектов, поэтому подача идет с учетом уличной температуры. А вот состояние температуры объектов управления системе управления неизвестно. Холодно у вас в доме или жара, центральной котельной все равно. Это не плохо или хорошо, так как в данном случае каждому не угодишь.

Картинка взята из яндекс картинок.
Картинка взята из яндекс картинок.

Пример с авто можно привести как с замкнутой системой, так и с разомкнутой. Если есть круиз контроль, то автомобиль будет держать заданную скорость самостоятельно. Если машина едет в гору, то система "чувствуя", что происходит замедление будет делать больше впрыск. А если едем с горки, то газ будет сбрасываться автоматически. Помехами же будут уклоны, встречный ветер, покрытие автодороги.

В случае с разомкнутой системой управления, обратную связь будет осуществлять водитель. Правда его реакция будет немного другой. Так как водитель видит, что будет впереди. то он может упреждать ситуацию. А именно - разгоняться или снижать скорость заблаговременно. Автоматическая САУ действует по ситуации.То есть "видит" провал по скорости (или отклонение от заданной уставки), то тут же реагирует.

Для закрепления понимания можете привести собственные примеры замкнутых или разомкнутых систем, а я подтвержу.

У меня всё, благодарю за внимание.

---------------------------------------------------------------------

Делюсь другими материалами:

Сериал Дистанционка от коллег в А1: Дистанционка. Серия 1. Дистанционка. Серия 2. Дистанционка. Серия 3

.Видеоматериалы по Scratch.