Читая письма и мемуары русских солдат и офицеров периода Первой мировой войны, я заметил, что «германец» считался самым опасным врагом среди прочих.
К австро-венграм относились иначе, считалось, что их проще одолеть (и во многом реальные результаты операций 1914 — 1916 годов это подтверждают). Османы — «древний» для России соперник, успешно битый много раз.
Фактически всю Первую мировую Германская империя «вытягивала» своих союзников — Австро-Венгрию, Турцию, потом ещё и Болгарию. Безусловно, с 1914 по 1918 годы немецкая армия сама очень сильно изменилась, много внимания германцы уделили развитию авиации, артиллерии и штурмовых групп (а вот танки недооценивали).
Довольно многочисленное население, налаженная система подготовки кадров и мощная промышленность позволили немцам многократно увеличить свою армию «мирного времени».
Какой же была армия этого «мирного времени», в чём были её преимущества и, напротив, объективные слабости?
Любопытно, что я в разных источниках видел разные оценки численности кадровой германской армии перед Первой мировой. В целом они колеблются от 760 тысяч человек (А. В. Олейников. О вооруженных силах России и Германии в 1914 году.) до 840 тысяч человек (Д. Фостен. Р. Мэррион. Германская армия 1914 — 1918.).
Но в 1918 году, когда Германия была на грани поражения, её вооруженные силы насчитывали... 6 миллионов человек! Всего же через ряды немецкой армии с 1914 по 1918 годы прошло более 13 миллионов человек, едва ли не все взрослое мужское население! В общем и целом, такой процесс «разрастания» испытали на себе все державы.
Но у немцев в этом отношении были определенные преимущества. Одно из них — «культ милитаризма», поддерживаемый в обществе (буквально, «не служил — не мужик»). Второе преимущество — очень крепкий унтер-офицерский состав.
Третье преимущество заключалось в том, что у немцев много внимания уделялось военным сборам уже отслуживших бойцов, подготовке резервистов. Наконец, офицерский корпус Германии готовился по принципу жесткого отбора кадров и максимальной самостоятельности в бою.
Кадровая германская армия состояла к 1914 году из двадцати пяти армейских корпусов. Эти корпуса были опаснейшими противниками, так как каждый обладал 160 орудиями. Немецкая армия к 1914 году была единственной, которая использовала тяжелую полевую артиллерию на корпусном уровне. Именно артиллерийское превосходство немцев создало для Русской армии множество проблем.
В состав немецкого корпуса входили конные отряды, инженерные и обозные части, связисты, авиаотряд и т.д. Численность корпуса могла достигать 45 тысяч человек (при 25 тысяч активных штыков).
В немецкой армии молодой человек служил два года (в коннице, артиллерии и на флоте — три), но затем переходил в резерв на семь лет. После этого — в ландвер на одиннадцать лет и, наконец, в ландштурм на семь лет.
Военнообязанными были все лица от семнадцати до сорока пяти лет. Существовал ещё «запасной резерв», куда попадали лица, годные к службе, но освобожденные от неё по разного рода обстоятельствам. У немцев была налажена подготовка офицеров резерва из так называемых «одногодичных добровольцев», с высоким уровнем образования.
Таким образом, кадровая немецкая армия на практике разворачивалась в подготовленную «армию военного времени». Опять же, цифры очень примерные: 1 миллион сто тысяч резервистов, почти два миллиона — ландвер, 1 миллион сто тысяч — ландштурм. Это и был, по сути, костяк той армии, которая продержалась четыре года, да ещё и своим горе-союзникам помогала.
Таким образом, преимущества германской армии — это высокая мотивация, хорошая подготовка комсостава, унтер-офицеров, пополнений и резервистов, мощная артиллерия, серьезный экономический базис, удобная организация армии, тщательный отбор высшего комсостава.
Но я обещал упомянуть и недостатки. Да, такие тоже имелись. Немцы привыкли наступать густыми цепями, так как опыта Русско-японской войны у них не было. В результате, германцы в 1914 году понесли заметные потери именно от меткого огня русской пехоты (а вот у французов с этим всё было ещё хуже, учитывая их броскую форму).
В ближнем бою, как правило, русские пехотинцы и кавалеристы были сильнее немецких. Сами германцы отмечали умение русских солдат окапываться и меткость огня русской артиллерии.
Но проблема Первой мировой заключалось в том, что побеждала в итоге не та сторона, солдаты которой лучше стреляли и окапывались. Побеждала сторона, имевшая большие возможности по использованию промышленного и людского потенциалов. И та сторона, которая лучше приспосабливалась к «войне нового типа», которую невозможно было выиграть в одном крупном сражении.
«У немцев кандидат в офицеры направлялся не в училище, а в команду новобранцев, а оттуда, постигнув азы «солдатской науки» и будучи наименован фанен-юнкером, — в учебный лагерь, где в течение 6-8 недель в обстановке, приближенной к боевой, учился командовать взводом.
После этого, произведенный в фенрихи (прапорщики; у немцев этот чин не был офицерским), он уходил на фронт в качестве взводного командира и только после этого направлялся на 2-месячные полевые курсы или в полевое же военное училище, по окончании которых производился, наконец, в офицеры (лейтенанты)...» (с) А. А. Смирнов. Сибирский удар и саксонская сталь. Сравнительная характеристика противников на Восточном фронте. Родина, 2004.
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!
Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.