Журналисты команды «Проект» опубликовали на днях очередное расследование, которое вы, наверное, уже видели – про новые дворцы и квартиры в золоте, а также персональную железную дорогу, поезд и личные вокзалы, которыми полностью пользуется только один человек. Такая индивидуальная страна в стране, чудесный вечный Диснейленд для так никогда и не выросшего мальчика.
Ничем из всего этого нас уже не удивить, ничем не впечатлить – все уже давно написал Юрий Томин в своей книге «Шел по городу волшебник». За исключением того, что закончил свои приключения главный герой книги все-таки вполне прилично – ну так на то это и детская сказка.
Наша сказка, в которой мы все живем – а точнее, индуцированный бред одного глубоко нездорового человека – отнюдь не детская и уж совсем не волшебная. Мрачная фэнтезийная сага, в которую эта сказка превратилась, давно опередила воображение и Джона Толкиена, и Джорджа Мартина, и Джоан Роулинг – сила их писательской мысли и вполовину не успевает за силой мании этого реального человека, который ухитрился создать и Мордор, и Вестерос, и Министерство магии сразу вместе взятые и в одном флаконе.
Когда ты смотришь подобные расследования, ты уже не думаешь о том, на что хорошее можно было бы потратить все эти деньги, не думаешь о том, куда все это влезает и каким же несчастным, глубоко травмированным в детстве человеком надо быть, чтобы так себе все это компенсировать. Точнее, думаешь, конечно, но эти мысли теряются за другой, гораздо более сильной и важной – ты понимаешь, что он не остановится никогда. Ему всегда будет всего мало – и золота, и человеческих страданий – и он всегда будет требовать и брать еще и еще, и никогда для этого ни перед чем надолго не задержится.
Пока он все это берет, все это строит, всем этим прирастает – он живет. Жизнь его, как езда на велосипеде – бесконечное движение, постоянное кручение педалей. И в тот миг, когда это загребательно-хватательное движение рукой в себя остановится, остановится и жизнь – велосипед упадет. Точнее, не велосипед, а бронированный поезд, который курсирует от одной безлюдной станции к другой, от одного золотого дворца к другому, где они живут вдвоем – Чудовище и его Белль, оба надежно запертые и безнадежно заколдованные.
Детская мечта сидеть на берегу океана и смотреть на закат обернулась своей роскошной, но при этом совершенно кошмарной противоположностью – оказаться навсегда изолированным от мира в глухом лесу. В огромных пустых позолоченных залах, где, скорее всего, никто никогда не смеется и никто ничему не радуется. В пустом поезде для одного, мимо окон которого проносятся обширные заснеженные пространства без единого огонька на сотни километров. С людьми, обезличенными до роботов-андроидов, из которых абсолютно никто тебя по-настоящему не любит и никогда не любил.
Этого ли он хотел, когда все начинал много-много лет назад? Мне почему-то кажется, что нет – и хотел, и мечтал он совсем о другом. Вероятнее всего, о том, чем сейчас так явно и так дразняще наделены все его оппоненты – любви и признании миллионов во всем мире, почете и уважении, свободе путешествовать по миру и чести общаться с лучшими в этом мире людьми. Вот, скорее всего, о чем он думал и мечтал, вот что он рассчитывал купить за деньги, получаемые немыслимой, беспрецедентной в мире и истории ценой.
Но зло, которое он ради этой мечты так пестовал и растил в себе, вырвалось наружу и уничтожило и эту мечту, и его самого. И золото, как в легенде про царя Мидаса, захватило его и добралось до самого сердца. Снится ли ему шепот океана в позолоченном джакузи, думает ли он о любви и счастье, которых так никогда и не испытал? Если и думает, то это, вероятнее всего, лишь продлит наши с вами мучения – каждая такая мысль вызовет в нем лишь ярость и ненависть и отзовется для нас только новыми страданиями и болью.