В одном из детективных романов ирландской писательницы Таны Френч (чтобы не спойлерить развязку, название книги не буду упоминать) загадка одного давнего убийства раскрывается весьма необычно. Отвратительный злодей, который навязчиво приставал к девушке, оказался вполне приличным парнем – он просто постоянно получал от девушки любовные послания, которые от ее имени писал ее брат.
Брат видел в этом отличную шутку, прекрасное развлечение, его сестра невыносимо страдала от преследований настырного ухажера, а ухажер не мог взять в толк, почему она пишет такие проникновенные письма, а при встрече выказывает ему только отвращение. Закончилась эта история, как можно догадаться, весьма плохо. Такие истории всегда заканчиваются плохо, потому что зло, однажды поселившись в душе человека, имеет свойство все разрушать – и саму личность этого человека, и все, что его окружает.
И то, что кажется поначалу невинной шуткой, забавой, оборачивается огромным ужасом и тьмой, если эта шутка основана на страхе и страданиях других людей. Таким и является тайное, подспудное зло, которое мы все носим с собой – возможность собственной забавы, выгоды, каких-то преимуществ за счет других людей, ценой их страданий, огорчений и ущерба для них. Нет ничего плохого в шутках самих по себе – злом они становятся только в тот момент, когда причиняют кому-то вред.
Если убеждения человека, его внутренние установки, мировоззрение позволяют ему хоть что-то делать для себя за счет других, никак не учитывая их благополучие, ничем их ущерб не компенсируя, это значит, что внутри человека живет зло. Он всегда носит это зло с собой, и оно всегда готово к тому, чтобы проявиться – и оно обязательно проявится, и его будет никак невозможно сдержать или остановить. Такова сущность зла, такова его природа – оно всегда стремится к расширению, распространению, поглощению всего сущего и хорошего.
Единственный вариант не дать злу в себе вылиться и распространиться на внешний мир – купировать его в самом зачатке, остановить именно на этапе таких «невинных» шуток, пустяковых забав. Увидеть, протянуть эту нить от шутки до другого человека, понять, как она может на нем сказаться, какой ущерб ему причинить. Проблема в том, что это никому не дается просто так – это всегда требует определенных человеческих качеств: довольно развитого ума, смелости, воображения, эмпатии, внимания и неравнодушия к внешнему миру. И этими качествами никто не обладает сразу при рождении и по умолчанию – их надо развивать, пестовать, культивировать в себе, ухаживать за ними, как за растениями.
И проблема в том, что не так уж много людей – хотя и все-таки довольно много – с охотой готовы заниматься всем этим трудом над собой с самых юных лет. Вы только подумайте – столько всего надо с собой сделать просто для того, чтобы другим людям было хорошо. Кого может прельстить эта формула в юности? К тому же, как правило, в юности и молодости человек еще очень плохо понимает, какие последствия для других людей имеют его поступки. И к пониманию необходимости работы над собой, саморазвития, которое купирует зло и не дает причинять вред другим людям, многие люди приходят уже в достаточно зрелом возрасте – а многие так и не приходят вообще.
Когда кто-то говорит, что и добро, и зло одинаково базово присущи человеку, он, безусловно, прав. Так уж устроен человек – он всегда будет в той или иной мере эгоистичным и поглощенным своими собственными интересами. Просто кто-то это понимает и борется с этим, а кто-то, наоборот, идет на поводу у своего эгоизма. Зло – всегда продукт ленивого разума, а добро всегда требует больших усилий. И поэтому зло в человеке будет всегда – вопрос только в том, как он решит с ним поступать.