В центре Тверского бульвара стоит особняк, который издалека привлекает внимание прохожих. Нежный зеленый цвет фасада, высокие витражные окна и, конечно, кованый балкон-корабль
Давайте знакомиться! Перед вами особняк Петра Петровича Смирнова, "водочного короля" и наследника огромной алкогольной империи
Петр Петрович родился в 1868 году в семье Петра Арсеньевича Смирнова и Натальи Александровны Таракановой. Будучи старшим сыном, Петр Смирнов уже в молодости понимал, что именно ему предстоит унаследовать семейный бизнес (в будущем у него появятся еще три брата и бизнес будет разделен по долям)
Алкогольную империю Смирновых Петр Арсеньевич начал строить еще в молодости. Его основными принципами были - качество и честность
Ассортимент, который производился на заводе Смирнова, был огромен - более 400 видов различных напитков. В год разливалось более 45 миллионов посуд (графины, бутылки, штофы). В общей сложности на Смирнова работали 25 000 человек. Это были и работники завода, и те, кто производил бутылки, этикетки, ящики для готовой продукции, и собирал ягоды для изготовления настоек
Готовясь к будущей ответственной должности, Петр Петрович Смирнов жил и работал в Санкт-Петербурге, владел небольшой чаеторговой компанией и управлял смирновскими предприятиями в столице
Однако в 1895 году ситуация резко изменилась. Возобновилась государственная винная монополия (мы привыкли называть ее водочной). Согласно условиям монополии, простая сорокоградусная водка стала проводиться только на казенных винных складах и продаваться только в казенных винных лавках
Объем производства Товарищества Смирнова уменьшился в 15 раз (а вместе с ним, конечно, и заработки). Перенести крушение империи, которую он строил всю жизнь, Петр Арсеньевич не смог. По воспоминаниям близких он слег, ел только гречневую кашу и ни с кем не разговаривал. Скончался он 29 ноября 1898 года от паралича сердца
В дело вступает Петр Петрович, который будет всеми силами пытаться спасти семейный бизнес (забегая вперед, ни ему, ни его братьям это сделать не удасться)
Ну а пока надо решить важную проблему. Где жить со своей большой семьей. Во время своего пребывания в Санкт-Петербурге, Петр Петрович познакомился с Евгенией Ильиничной Валик, женой врача Ивана Андреевича. Наличие мужа Смирнова не смутило и вскоре он и Евгения поженились. Дочь Татьяну от первого брака своей супруги Смирнов официально удочерил. Позже в семьей родятся еще дети - Арсений, Алексей, Ольга и Анатолий
Для проживания своей семьи Петр Петрович выбирает участок с домом и хозяйственными постройками на Тверском бульваре. Дом, построенный в начале 19 века, нуждался в перестройке. Смирнов, не долго думая, обращается к модному архитектору Франц-Альберту Шехтелю
Более подробно о жизни Шехтеля можно прочитать в моей статье "Шехтель. Гений московского модерна"
Особняк Смирнова часто называют "проходной" работой Шехтеля. То ли от того, что одновременно с работой над особняком на Тверском бульваре, архитектор строил знаменитый особняк Рябушинского. То ли потому, что перестраивал особняк, а не строил заново. (Лично я считаю, что Шехтель достаточно талантлив, чтобы не иметь проходных проектов)
Старый дом действительно накладывал ограничения. С начала 19 века особняк успел немного уйти вниз, и главный акцент фасада, балкон-корабль пришлось устраивать на уровне окон (иначе проходящие пешеходы стукались бы о него лбами)
Прежде всего, Шехтель меняет декор фасада. Убирает классицистический декор и добавляет модерна - женская головка, листья каштана, керамическая плитка. Фасад становится асимметричным - высокий объем с окнами, напоминающими готические
Главная красота, как обычно, скрывается внутри. К сожалению, на протяжении 20 века большая часть интерьеров была утрачена. И современные гости особняка смогут увидеть только 10 помещений парадной анфилады
После того, как двери особняка перед нами открываются, мы оказываемся в холле с сводчатыми потолками. Они остались от первого владельца дома графа Владимира Орлова
По лестнице (скромной по меркам Шехтеля, но помним, он действовал в условиях ограничений) поднимаемся в ампирный холл
Из него можно было сразу попасть в несколько помещений - кабинет Петра Петровича, кабинет Евгении Ильиничны, жилые комнаты или Романскую столовую
Коридор, ведущий в жилые комнаты, сейчас отрезан - эту часть здания занимает Пенсионный фонд. Поэтому идем в мужской кабинет
Он оформлен в нарочито брутальном стиле. Особенно мне нравится потолок с деревянными балками, напоминающий дно перевернутого корабля. Из кабинета можно выйти в эркер-фонарик, в котором сохранились оригинальные криволинейные стекла
Через сохранившуюся дверь, украшенную сверху резным каштаном, мы попадаем в женский кабинет
И вновь взгляд так и тянется к потолку. Он похож на роскошную шаль, натянутую на углы с богатым лепным украшением из бутонов роз. В углу кабинета расположился изящный камин, украшенный внутри керамической плиткой, переходящей из голубого в глубокий синий цвет
Еще одна дверь, украшенная каштанами (которые будут встречаться в особняке еще много раз), мы попадаем в Романскую столовую
Именно это высокое помещение с тремя виражными окнами мы видели снаружи
Главное украшение столовой это, безусловно, камин. Его колонны держатся на спинах львов, а основной объем украшен сценой рыцарского сражения. Темные деревянные панели на стенах подчеркивают и светлый камин и богатое украшение потолка
С потолка свисает огромная бронзовая люстра
Из столовой мы попадаем в еще один небольшой холл, который соединяет старую часть здания с новой. Из-за того, что здание успело уйти вниз, необходимо было "сгладить" переход. Шехтель делает это с помощью изящной деревянной лестницы
После холла мы попадаем в совсем небольшую, в два окна, рокайльную гостиную
И вновь главным героем становится потолок. Чудесные полуобнаженные нимфы, возлегают на побегах растений. А окружены они бутончиками цветов, в которых светятся электрические лампочки. Это точечное освещение! В наши дни ничего в этом удивительного нет, но в начале 20 века, когда электричество в Москве было скорее редкостью, такие светильники производили впечатление
Из гостиной переходим в Бальный зал, оформленный с стиле барокко. Тут проводились различные мероприятия, в том числе и благотворительные. Петр Петрович был попечителем различных обществ и на пожертвования для них требовались деньги
Именно из этого зала можно выйти на балкон. Да, выход немного нестандартный, но балкон сможет выдержать вес группы людей
Два главных акцента в зале - расписной потолок, центральный плафон в ходе последней реставрации не был восстановлен и камин из зеленого камня
Если пройти прямо, то вы попадете в еще один ампирный холл
Рассмотрите лепнину под потолком и отправляйтесь в Египетский зал
Тема Египта была очень популярна в конце 19 и начале 20 веков. Открытие Суэцкого канала, наполеоновские завоевания, опера "Аида" Верди, все это поддерживало интерес публики ко всему "египетскому". Архитекторы не отставали
В Египетском зале проводились выставки и музыкальные мероприятия. Двери, теперь заложенные, вели в зимний сад
Петр Петрович скоропостижно скончался в 1910 году. Уже после революции Евгения Ильинична вместе с младшими детьми покидает Россию. Конечно точкой ее маршрута станет Франция
В особняк можно попасть во время экскурсии или мероприятия, которые часто проводятся в сохранившейся парадной анфиладе
Адрес особняка: Москва, Тверской бульвар, 18
Спасибо за внимание!
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк и подписывайтесь на канал "МАША И МОДЕРН"