Уже очень давно настоящую оценку кинофильму дают не кассовые сборы,а массированное пересечение конкретно на нём большинства положительных и восторженных мнений из всевозможных форумов и топ листов. Простому опытному киноману представляется возможным отследить стоящие произведения экрана по послужному списку проверенных режиссёров или никогда не опускающих планку маэстро актерского цеха.Так что же такое "идеально сделанное кино",что такое "великий фильм" и из каких составляющих состоят эти понятия?Задача современного кинематографа уже давным давно не подразумевает "обучение"или"просвещение"зрителя,оставив этот ликбез безграмотной публике 1920-30-ых годов.Сегодняшний современный и претендующий на что-то фильм должен вызвать у зрителя или эстетическое потрясение или эстетическое наслаждение и ничуть не менее того.Он должен захватывать зрителя уже с третьей минуты,иметь свою атмосферу и шарм,не вызывать излишнего сенсорного раздражения или утомления,и быть не длиннее 2-х часов.Лишь гениальные до величия режиссёры могут позволить себе 3-х часовой фильм,который зритель просмотрит на одном дыхании не испытывая дискомфорта.Все безумные односерийные варианты гигантских фильмов более 3-х часов окончательно закончились к 1984-у году с оглушительным провалом "Врат рая" и страшным обрезанием "Однажды в Америке"из 6-и в 4-х часовую версию,чему виной сами же спесивые итальянские режиссёры,путавшие сериалы с полноформатниками,и не учитывающие естественные потребности зрителей.Великий или,мягче говоря,идеальный фильм должен быть безошибочен по кастингу, безупречен по вкусу и непререкаем по профессиональному мастерству большинства исполнителей.Он обязательно должен затрагивать вечные ценности и проблемы человеческого бытия,быть достаточно масштабным, либо,наоборот,содержать в деталях микрокосм.Саундтрек и музыкальная дорожка являются важнейшими составляющими успеха и иногда делают чуть не полфильма,но в мощном кино их может и не быть вообще ("Старикам тут не место;Скрытое(04 г.)"),когда талант режиссёрского замысла настолько силён,что не нуждается в звуковом сопровождении.
Сам фильм,диалоги из него и игра актёров должны обладать такими признаками качества и стиля как "насыщенность" и "запоминаемость". Подавляющее большинство диалогов из всех фильмов Тарантино запоминается навсегда,вопреки громадному массиву киномусора,откуда не задерживается ни строчки.Ритм и динамика являются важнейшими составляющими большого кино и губят даже лучшие произведения своим отсутствием(всё творчество "медленного" М.Манна).Отношение к деталям является безошибочным маркером таланта специалиста,когда они повисают кандалами на ногах у ремесленника и сдуваются как пыль со стола у большого режиссёра,творящего не "правдоподобное",а "правдивое"кино.Феноменальный глубочайший фильм"Человек тьмы" 1990-го буквально попирает мелкие детали и повороты происходящего,но эти провалы и прыжки через мелочи никогда не будут замечены зрителем, потрясённым и завороженным мощным экшеном происходящего.И это же,в полном объёме,относится и к "Экзорцисту"73-го. В идеальном кино никогда не бывает затянутых сцен, "плохой плёнки" и никудышной операторской работы(чем, например, всегда страшно страдало советское кино).В идеальном кино режиссёр никогда не заставляет зрителя мучительно блуждать в своих замыслах и посылах,настоящий мастер никогда не подсунет под вывеской "авторского кино"свой тяжелодумный ментальный шум.Наоборот,в настоящем кино,зритель приходит в восторг от каждой сцены, либо эти головоломки доставляют ему удовольствие.И это ни в коем случае не подразумевает:1)"Разжёвывание экранного действа",а как раз напротив способность киномастера подвести зрителя к соединению в уме всех точек недосказанности; и 2)Найдется немало фильмов испорченных смазанной концовкой,но гораздо больше таких,где разбалансировку процесса и неумелость режиссёров и сценаристов не способен спасти ни один актёрский состав.И поэтому те картины,которые случайно"вытянул" один высококлассный маэстро сцены,являются,на самом деле,плохими примерами для подражания.Сюжетные концепции, формулы построения фильма и приёмы жанра должны соблюдаться целиком и полностью,и нарушение этих принципов сразу же ведёт к скатыванию в ремесленный брак и несмотрибельные заготовки.
Вышедший в 2001-м "Малхолланд драйв" поразил всё кинематографическое сообщество и до сих пор остаётся одним из главнейших эталонов экранной эстетики и красоты.В нём воплощена вся роскошь средств больших режиссёров от монументальной музыки до великолепной съёмки,недосягаемой актёрской игры и классических минут недосказанности,которые умный зритель понимает сам или не хочет понимать вообще.Этот фильм не был похож на специально сделанное для зрителя "Шоссе в никуда"."Малхолланд драйв"стал демонстрацией величия Линча и мощи всего кинематографа,и вторым из двух самых главных фильмов режиссёра,ставшего самым скупым на творчество из всех великих.Задача кинофильма состоит не только в зрительском наслаждении и развлечении. Настоящее большое кино способно оглушить и обжечь своим аудио-визуальным огнём,обязательно сохранив при всём этом всю высокую эстетику и композиционное богатство(и в этом его чёткое отличие от узкопрофильных ужастиков,артхауса и т.п.)."Корпорация святые моторы; Лихорадка(2003)" и уже упомянутый "Человек тьмы"ломают гештальты восприятия,но не оставляют никакого осадка и отторжения, вызывая лишь искреннее восхищение искусством кино.Старые престарые фильмы "Челюсти(75 г.);Терминатор 1-2"и"Дуэль(71 г.)" смотрятся новыми зрителями так,как будто сняты вчера,ни на грамм не теряя своей актуальности и остроты.В некоторых картинах видно,как актёрский состав наслаждается ролями и участием в заведомо выигрышных проектах ("Казино(95 г.);Славные парни(90 г.);Подвезите(06 г.);Красотка"и т.д.Жанр "псевдодокументалистики"является важнейшим направлением в кинематографе,позволяя подключать механизмы невозможные в художественном кино."Гражданин Кейн;Ведьма из Блэр; JFK",тот же "Форест Гамп" и многое другое смотрятся так впечатляюще именно по этой причине,а "JFK"вообще является незыблемым эталонов по темпо-ритму,от которого просто невозможно оторваться.
Величайший фильм "Психо" сразу нарушил множество канонов прошлого, от безумного преступления главной героини и её"выключения"в самом начале,до целого конструктора сюжета с немыслимой развязкой,и именно тем же отличался и прогремевший на 30 лет позже фильм"Молчание ягнят".Смысл современного кино в том,чтобы не "обучать и развивать",а раскрывать,напоминать и подводить к выводам. Кино-это смесь архитектуры и поэзии.Это визуальное и звуковое пиршество ,поданное как блюдо в первосортном ресторане,который не может разочаровать. Настоящее кино должно не подстраиваться под зрительские настроения,а создавать их само,уже к 15-й минуте просмотра.Настоящее кино не всегда бывает стильным,но всегда бывает высококачественным.Его смысл именно в том шарме и опытной,умелой режиссуре,которых никогда не будет в любительских интернетных роликах.Как не будет их и в надоевшем всем Марвеловском ширпотребе,где много пустой зрелищности и динамики,но мало жизненных смыслов и естества.В 1970-м году Пазолини заявил,что от кино останется только Телевидение и порнография.Намного позже сам Тарантино декларировал,что не хочет снимать "для телевидения в толпе".Но ,как мы видим сейчас, данный радикальный категоризм,к счастью,давно растворился в воздухе,и ,пока существует кинематограф, всегда найдутся умелые мастера,которым есть что сказать,и благодарные зрители готовые их выслушать.