Нас учили при исследовании фактов жизни великих людей, таких как, например, Сергей Рахманинов, каждую букву подтверждать ссылками на компетентные источники!
#12 "Кисловодский детектив: страсти по Рахманинову"
На Руси издавна к печатному слову относились с благоговением. Прежде всего потому, что веками оно ассоциировалось с Библией, а в ней Словом с большой буквы называют самого Христа! Печатному слову верили безоговорочно. "Что написано пером, не вырубишь топором"! Вот почему это накладывает большую ответственность на исследователя, в какой бы области он ни занимался своими изысканиями. Нас, музыковедов ленинградской-петербургской консерватории, учили каждое своё заявление подтверждать ссылками на компетентные источники с указанием всех библиографических данных и номера страницы. По-другому даже не представляю себе! Особенно когда идёт речь об исследовании фактов жизни мировых знаменитостей, таких как Сергей Васильевич Рахманинов.
Если нет времени сейчас прочитать статью, а тема вам интересна, просто подпишитесь на мой канал! Прочтёте в свободную минутку!
Весной 2018 года, готовясь к 145-летию Рахманинова, я работала над сценарием юбилейного вечера, поскольку наша ДМШ носит имя композитора. Читайте об этом в статье:
В поисках материалов о пребывании Рахманинова в Кисловодске я первым делом обратилась в городскую библиотеку. Кисловодская библиотека любезно предоставила мне газету "Кавказская здравница" за 10 апреля 1968 года. В ней к 95-летию со дня рождения композитора была напечатана статья "Почетный гость Кавказа".
Официальный печатный орган. Официальный автор. Имя его указывать не буду. Читаю:
"Шёл 1909 год. Курортный сезон в Ессентуках - в самом разгаре... Сергей Васильевич Рахманинов в этот год жил в Ессентукской казённой гостинице, расположенной в курортном парке... Вечер выдался на славу. Шаляпин много пел под аккомпанемент Рахманинова... Это был какой-то припадок вдохновения двух крупнейших артистов... На Кавминводах Рахманинов отдыхал уже не первый раз... (Третий) концерт, посвящённый Иосифу Гофману и рождённый в Ессентуках, получил большую популярность... Составляли программу предстоящего концерта в кисловодской "Хрустальной раковине". Московский журналист Яков Львов в своих ежемесячных заметках "В горах Кавказа", печатавшихся в журнале "Рампа", так описывает этот концерт: "...Рахманинов играл в "Хрустальной раковине" Верхнего парка, народу было довольно много, и концерт прошёл с большим успехом, исполнителю преподнесли букет из пятисот роз".
Дата - 1909 год - сразу насторожила меня. Больше нигде я не встречала утверждения, что Рахманинов был у нас в 1909 году. Но раз есть официальная версия в печатном органе, я, по всё той же привычке доверять печатному слову, стала отрабатывать эту версию. Тем более, что в статье даётся ссылка на конкретную статью конкретного автора в конкретном дореволюционном печатном издании.
Начать я решила именно с него. Конечно же, со знакомства с оригиналом этого печатного издания в зале дореволюционной периодики Российской Национальной библиотеки. О моей работе в библиотеке читайте здесь:
Я обратилась к сотруднику библиотеки со своим списком литературы и с просьбой помочь мне оформить "требования". Первым в списке значилось добытое из газетной статьи название: журнал "Рампа" за июнь, июль, август 1909 года (поскольку не было указано, в каком месяце точно Рахманинов посетил нас). В ответ я услышала с усмешкой: "Журнал назывался "Рампа и жизнь" и издавался только с 1916 года! 1916-й вас устроит?" В глазах сотрудника столичной библиотеки так и читалось: "Эх, деревня"! Ну что ж, я знаю, что Кисловодск - не столица...
Это было нри с чем не сравнимое удовольствие - сидеть в читальном зале позапрошлого века, со всех сторон окружённой газетами и журналами этого времени, листать годовую подшивку журнала "Рампа и жизнь" и читать новости культуры уходящей в небытие царской России... Конечно, в 2018 году я ещё не помышляла о блогерстве и ничего из этого не зафотографировала. Справедливости ради, стоит сказать, что в летних номерах есть несколько заметок о пансионе Фигуровых, где отдыхал Рахманинов в 1916 году (об этом в следующей нашей статье), и вообще об отдыхе московской художественной интеллигенции на Водах. Но никакого московского журналиста Якова Львова и никакой заметки "В горах Кавказа", конечно же, не было. И 1909 год отметён был, что называется, с порога!
Что касается совместных кавказских "припадков вдохновения" двух гениев, миф о них был разоблачён в первой же моей статье на эту тему:
Казалось бы, все точки над "и" в этой истории расставлены были сразу. Но когда вышел второй том "Летописи жизни и творчества Рахманинова" В.Вальковой (№2 в этом списке), я, конечно, не могла не пройтись по 1909 году. Результат был ожидаемым. Никаких упоминаний об отдыхе на Водах и концертах в "Хрустальной раковине" там нет. Более того, именно этот год в жизни Рахманинова выдался таким насыщенным и таким богатым именно на поездки, что отдых на Водах туда точно не вписывался! Судите сами.
В 1909 году заканчивается период почти трёхлетнего пребывания Рахманинова и его семьи в Дрездене. При этом он выступает с концертами в Европе и в России. В январе даёт концерты а Москве, Петербурге и Симбирске. В марте "Главная дирекция (Русского) музыкального общества пожаловала С.В.Рахманинову почётное звание главного музыкального инспектора всех учреждений Общества и его отделений в России" (2, с.213). Одной этой должности можно было отныне посвятить свою жизнь! Сразу же начинаются бесконечные поездки Рахманинова по провинциальным училищам с ревизиями. Весной он с семьёй окончательно возвращается в Россию. Концертная работа при этом продолжается. В мае, наконец, едет в любимую Ивановку на всё лето. Однако, отдых для Рахманинова всегда был понятием относительным. Он ведёт деловую переписку по делам своей инспекции Тамбовского училища, начинает работу над третьим фортепианным концертом, редактирует симфоническую поэму "Остров мёртвых" для печати (2, с. 216-220). Кроме того, за время отсутствия любимое имение пришло в упадок, и надо было срочно браться за дела по его управлению, приобретать различный инвентарь и, в конце концов, свою мечту - автомобиль! А это дело и сейчас требует много времени и внимания!
Осенью добавляется ещё одна хлопотная обязанность: С.В.Рахманинов вместе с Н.К.Метнером и А.Н.Скрябиным вошёл в Совет Российского музыкального издательства, который решал вопрос о напечатании произведения того или иного автора, а также устанавливал сумму гонорара. Наконец, второго октября композитор отъезжает на свои первые гастроли в Америку. До января следующего года. Понятно, что всё предыдущее время он не только вёл переговоры об этом, но и готовил концертные программы. Для двадцати шести концертов, значительная часть из которых была сольными фортепианными вечерами, плюс он выступал и как дирижёр, требуется очень много времени на подготовку! Особенно учитывая рахманиновский перфекционизм...
Так что кисловодская "Хрустальная раковина" сюда ну никак не вписывается!
Что же, спасибо автору статьи в газете "Кавказская здравница" за моё посещение зала дореволюционной периодики РНБ! Когда бы я ещё туда попала? Спасибо за дополнительный толчок более подробно изучить один из периодов жизни великого музыканта. Но всё это время меня мучил вопрос: "Зачем?" Зачем надо было в официальном печатном органе печатать это всё? У меня ответа нет. Может быть, у вас есть, дорогие читатели?
Спасибо, что дочитали статью до конца! Читайте также другие статьи серии "Кисловодский детектив: страсти по Рахманинову". Подписывайтесь на мой канал! Потому что ужк со следующей статьи я, наконец, начну писать о реальных посещениях Кисловодска и вообще Кавминвод Рахманиновым.