Найти в Дзене

Поехала в Петербург за кисловодской правдой о Рахманинове

Не пора ли тебе завязывать с этим делом? Скоро ты выяснишь, что Рахманинов у вас вовсе не был! #6 Кисловодский детектив: страсти по Рахманинову Работа над театральной сценой "Два гения. Кисловодские зарисовки" о встрече Рахманинова и Шаляпина на Водах так увлекла меня, что я уже не могла остановиться. На канале есть видео сцены, сам сценарий и статья о том, как он был написан. Мне уже виделся целый спектакль. Тем более, что на следующий учебный год (напомню, действие происходило в 2018 году) попадал очередной юбилей школы, и шла речь о том, что постановка спектакля о Рахманинове в школе его имени - это была бы бомба! Спектакль был почти готов в моей голове. Была написана ещё одна сцена, встречи и разговора Рахманинова с Мариеттой Шагинян в Ессентуках, по её воспоминаниям. Ясен был общий план. Первой должна была стать сцена обеда в пансионе Фигуровых в Ессентуках, где, помимо Рахманинова и Шаляпина, присутствовали Кусевицкий, Станиславский и другие деятели культуры. Об этом были напис

Не пора ли тебе завязывать с этим делом? Скоро ты выяснишь, что Рахманинов у вас вовсе не был!

#6 Кисловодский детектив: страсти по Рахманинову

Работа над театральной сценой "Два гения. Кисловодские зарисовки" о встрече Рахманинова и Шаляпина на Водах так увлекла меня, что я уже не могла остановиться. На канале есть видео сцены, сам сценарий и статья о том, как он был написан. Мне уже виделся целый спектакль. Тем более, что на следующий учебный год (напомню, действие происходило в 2018 году) попадал очередной юбилей школы, и шла речь о том, что постановка спектакля о Рахманинове в школе его имени - это была бы бомба!

Спектакль был почти готов в моей голове. Была написана ещё одна сцена, встречи и разговора Рахманинова с Мариеттой Шагинян в Ессентуках, по её воспоминаниям. Ясен был общий план. Первой должна была стать сцена обеда в пансионе Фигуровых в Ессентуках, где, помимо Рахманинова и Шаляпина, присутствовали Кусевицкий, Станиславский и другие деятели культуры. Об этом были написаны воспоминания музыкальным критиком В.Коргановым, который отдыхал тогда там, но у меня этой книги не было.

Если нет времени сейчас прочитать статью, а тема вам интересна, просто подпишитесь на мой канал! Прочтёте в свободную минутку!

Кроме того, хотелось освежить в памяти труды по Рахманинову, которые изучали в консерватории. Я была уверена, что пока я ударно трудилась в провинции на ниве детского музыкального образования, появились новые исследования о великом музыканте. Поэтому, когда летом 2018 года мы с младшим сыном поехали в Питер поступать в ВУЗ, я, конечно же, посетила Российскую национальную библиотеку (РНБ), историческое здание на Невском проспекте.

Фото автора. Здание РНБ на Невском проспекте. Шедевр Карло Росси.
Фото автора. Здание РНБ на Невском проспекте. Шедевр Карло Росси.

Меня очень многое связывает с этим зданием. На первых курсах Ленинградской консерватории, в 1985-86 годах, я вместе с другими студентками занималась в Рукописном отделе, с крюковыми рукописями из Кирилло-Белозерского и Соловецкого собраний. Темой моей дипломной работы должно было быть знаменное пение. Мы изучали его под руководством Альбины Никандровны Кручининой. Это удивительный человек и отдельная история. Но жизнь распорядилась иначе, и дипломную работу я писала по методике преподавания фортепиано, под руководством Сергея Михайловича Мальцева. Это ещё одна история о легендарном музыканте. Работая над своим дипломом, я два лета провела в Публичке (как тогда мы называли РНБ) в 1996-97 годах. Каждое утро я надевала свой лучший костюм, делала укладку и ехала в читальный зал на Невском. Сестра, у которой я жила, в конце концов поинтересовалась: как зовут мою библиотеку? А я с замиранием сердца входила в старинный зал литературы и искусства и, забрав на стойке выдачи очередную кипу книг, садилась за широкий стол, включала лампу под абажуром и погружалась... Когда всплывала первый раз и смотрела на часы, то не понимала, что происходит: кто-то перевёл стрелки на два часа! Когда всплывала второй раз, понимала, что пора идти в столовую. Потом третье погружение...

Фото из интернета. Зал литературы и искусства я не нашла, но этот очень похож.
Фото из интернета. Зал литературы и искусства я не нашла, но этот очень похож.

И вот пошло больше 20 лет, я снова вхожу в это здание в 2018 году. Всё изменилось. Никаких столов с абажурами, только компьютерные рабочие места. Мне оформляют электронный читательский билет и, слегка иронизируя над моей провинциальностью, помогают оформить "требования".

Фото автора. Это я образца 2018 года. Билет выписывали на пять лет. Этим летом надо будет менять!
Фото автора. Это я образца 2018 года. Билет выписывали на пять лет. Этим летом надо будет менять!
Фото автора. Мои "требования".
Фото автора. Мои "требования".

К моему великому огорчению, все необходимые мне фонды переехали в неведомое новое здание библиотеки на станции метро "Парк Победы". В основном же здании я смогла позаниматься только в зале дореволюционной периодики, о чем расскажу позже. Смутно припоминаю, что в студенческие годы, следуя от этой самой станции метро в свой студгородок на Ново-Измайловском, мы проходили какие-то длинные заборы. Говорили, что там строится новое здание Публички, но мы не очень верили. Ну что ж, еду на "Парк Победы". На станции метро, до боли знакомой, ничего не изменилось, только подземный переход через Московский проспект весь застроен ларьками. Наследие лихих 90-х! Выхожу из перехода с противоположной стороны - и тут такое!

Фото автора. Новое здание РНБ на станции метро "Парк Победы"
Фото автора. Новое здание РНБ на станции метро "Парк Победы"
Фото автора. Площадь с фонтанами перед библиотекой. Вид на Московский проспект.
Фото автора. Площадь с фонтанами перед библиотекой. Вид на Московский проспект.

В общем, мое огорчение обернулось потрясающим открытием! А при виде внутреннего оформления библиотеки у меня просто закружилась голова!

Фото автора. Одна моя подписчица на YouTube, увидев это, сравнила с круизным лайнером.
Фото автора. Одна моя подписчица на YouTube, увидев это, сравнила с круизным лайнером.
Фото автора. Простор на высоту всех четырёх этажей!
Фото автора. Простор на высоту всех четырёх этажей!

Конечно, я изучила Воспоминания В.Корганова и сделала ксерокопии нужных мне страниц. Я открыла для себя монографию В.Крутова в нескольких томах, пересмотрела монографию В.Брянцевой и много другой литературы.

Но моя рахманиновская эпопея, то бишь, кисловодский детектив, приготовили мне тем летом ещё один сюрприз! Ещё весной я общалась ВКонтакте с моей однокурсницей Юлией Минкиной по поводу юбилейной Международной научно-практической конференции, проходившей в музее-усадьбе С.В.Рахманинова "Ивановка". Юлия Анатольевна работает, как и я, в ДМШ имени С.В.Рахманинова, только в Петербурге. Она участвовала в конференции с докладом "Петербургские адреса С.В.Рахманинова", и меня агитировала. А я отнекивалась: у меня же не доклад, а театральная сцена! Засмеют! А писать музыковедческую работу некогда! В итоге, я опоздала подать заявку и с конференцией пролетела. Но тема нас объединила, и, приехав в Питер, я написала Юле. Она тут же пригласила нас с сыном к себе в Сестрорецк, где у неё небольшая квартирка для летнего отдыха семьи. Боже, что это была за поездка! Мы купались в Разливе (том самом, где стоит ленинский шалаш), бродили по пляжу Финского залива и говорили, говорили. Конечно, в первую очередь о сыновьях, но и о Рахманинове тоже.

Фото автора. "Маркизова лужа" - так называют эту часть Финского залива.
Фото автора. "Маркизова лужа" - так называют эту часть Финского залива.

Юля щедро одарила меня не только чисто петербургским гостеприимством, но ещё и подарками: это были комплект материалов конференции, да ещё диск впридачу "Семёново - родина Рахманинова"! От неё я узнала об издательстве музея-усадьбы "Ивановка", где выходит множество трудов о Рахманинове. И среди них - долгожданная "Летопись жизни и творчества". Автор - В.Валькова. Вот что мне нужно! Правда, на тот момент вышел только первый том...

Вдохновлённая, я приехала обратно в Кисловодск. На мои вопросы о пьесе из жизни Рахманинова на Водах встретила недоумение: "Пьеса? Какая пьеса?" Вдохновение было убито. Но не намертво.

Приближающийся 150-летний юбилей Рахманинова вызвал во мне желание прилично, как подобает музыковеду, оформить свои изыскания, со ссылками на источники, с библиографией. И я, в очередной приезд в Питер летом 2022 года уже основательно засела в Публичке. Постаралась порыться поглубже в теме. Это было наслаждение!

Фото автора.
Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

Но увы: чем больше я погружалась в тему, тем больше нестыковок обнаруживала в источниках, даже солидных, и тем меньше оставалось достоверных фактов о пребывании С.В.Рахманинова в Кисловодске. Всё было - лапша, навешанная нам на уши. В итоге, мне сын сказал: "Не пора ли тебе завязывать с этим делом? Скоро ты выяснишь, что Рахманинов у вас вовсе не был!" Нет, конечно же, был, но, к сожалению, лапши больше, чем фактов! И всё-таки, пора отделить одно от другого.

Фото автора. Это я образца 2022 года у библиотеки.
Фото автора. Это я образца 2022 года у библиотеки.

Ну что же, пожалуй, это последняя статья из серии лирических предисловий. Далее последует список литературы, которой можно доверять по теме "Рахманинов в Кисловодске", и уже сами изыскания.

Спасибо, что дочитали статью до конца! Оставайтесь со мной, подписывайтесь на канал, продолжение следует! Собственно, теперь начну.

Если хотите прочесть весь "детектив" подряд, переходите по ссылке в конце каждой статьи:

Читайте и смотрите все публикации подборки "Кисловодский детектив: страсти по Рахманинову":

Кисловодский детектив: страсти по Рахманинову

Посмотрите также видео с моего канала о новом здании РНБ в Петербурге: